Как установить моды на ГТА Сан Андреас?
Хочется скачать новенькую машину или прикупить оружие, но вы не знаете, San Andreas? Пользуясь предложенным руководством, вы без труда внесете в игру все необходимые изменения.
Для начала нужно скачать программу IMG Tool 2.0. Теперь определимся, как можно установить моды на ГТА Сан Андреас.
Некоторые моды уникальны по своей природе, такими их создали. Если вы хотите видеть параметры этих модов во время игры, то пропишем необходимые данные в системные файлы вручную.
Теперь вы знаете, как установить моды на ГТА Сан Андреас.
Моды позволяют преобразить практически любую игру. Так достаточно старые проекты получают новую графику, или же в один игровой мир добавляются персонажи совершенно другого. Иногда подобные файлы используются для работы с геймплеем. Он может быть полностью переделан или частично улучшен. Многих интересует, как установить мод на ГТА Сан Андреас.
В целом, установка модов относится к действиям, которые лучше предоставить относительно опытным пользователям ПК. Данный процесс подразумевает под собой замену имеющихся файлов игры новыми , а иногда и внесение изменений в старые. В связи с этим, если человек совсем не разбирается в компьютере, ему лучше предоставить такие работы тому, кто вряд ли все испортит.
Для начала, стоит рассмотреть, какие папки и файлы имеет оригинальная игра. Для некоторых из них уже существует множество модификаций, а другие практически никогда не затрагиваются. Например, это можно сказать о папке anim, которая хранит анимацию персонажей и различных процессов.
Остается только ряд файлов, вроде ReadMe, stream.ini, Install, vorbis.dll и некоторых других. Все они никак не связаны с установкой модов, а потому для такого процесса не требуются. Единственный момент – stream.ini используется некоторыми программистами для работы с оптимизацией.
Благодаря модам можно сильно разнообразить игру, буквально подарить ей вторую жизнь. В большинстве случаев, к каждому скачиваемому расширению её автор прикладывает подробную инструкцию по установке. Достаточно просто следовать ей, и всё получится.
Чаще всего для работы с модификациями приходится скачивать и включать специализированную утилиту под названием Crazy IMG Editor. В целом, подготовительный процесс выглядит следующим образом:
Теперь можно приступать непосредственно к работе с модами. Для начала, нужно запустить программу и с помощью кнопки Открыть найти файл gta3.img (не тот, что был скопирован, а находящийся в данных оригинальной игры).
Как установить мод на ГТА Сан Андреас:
О том, что процесс идет, будет говорить зеленая полоса снизу. Когда она заполнится, с левой стороны появится фраза Архив открыт. Это говорит о завершении установки. Можно включать игру и проверять, всё ли вышло правильно.
Для того, чтобы установить себе модификации на машины и паркур, можно обратиться и к другим программам. Например, существует GTA Img Pro. Работа вновь будет осуществляться посредством файла gta3.img.
Благодаря нажатию кнопки Replace получившаяся модификация загружается внутрь ГТА. На этом процесс завершен. Ещё один вариант – программа GTA Garage Mod Manager. Она используется не только для работы с расширениями, но и для просмотра разнообразных 3 D моделей . С её помощью можно изучить и характеристики игровой техники. Иногда загруженные таким образом моды некорректно отображаются в оконном режиме, но в остальном выглядят нормально.
Как установить мод на ГТА Сан Андреас машины:
Остается только нажать на Install для загрузки модификации в игру.
Передвижение по игровому миру GTA San Andreas ограничено ходьбой, бегом, небольшими прыжками и ездой на транспорте. Чтобы добавить в это разнообразия, можно попробовать воспользоваться модификацией. Как установить мод на ГТА Сан Андреас паркур? Обычно достаточно просто разархивировать скаченный файл в папку с игрой.
Некоторые модификации не заменяют имеющуюся игровую модель, а как бы раскрашивают её, за счет добавления скина. Чаще всего для установки таких модов используется программа IMG Tool. С её помощью открывается gta3.img. Из появившегося перечня удаляют txd-файл и заменяют его на мод машины.
При установке абсолютно любого мода нужно помнить о том, что очень многое зависит от того, кто и как его делал. Подобные файлы не являются официальным элементом игры и зачастую разрабатываются любителями, поэтому от многообразия багов и ошибок никто не застрахован. Иногда проблемы возникают и по вине неправильного процесса установки.
Стоит разобрать ещё один момент. Загрузив в игру мод на машину, легко столкнуться с ситуацией, когда в её поисках придется оббежать весь город. Чтобы не пришлось этого делать, стоит обратиться к помощи Garage Editor.
Остается только развернуть окно с игрой и вновь зажать Alt+Tab. Если всё сделано верно, то рядом появится загруженная машина.
Структура корневой папки (корневой директории) игры
В папке с оригинальной игрой содержится 7 папок, 6 файлов и 2 запускаемых приложения (также, в зависимости от производителя диска, с которого вы инсталлировали игру, в папке могут быть не имеющие к игре никакого отношения файлы или программы, напр. прг. разархивирования и т.п.). Для начала рассмотрим предназначение этих папок и файлов.
Папка anim
(анимации)-тут содержатся файлы с параметрами анимаций педов и различных процессов. Модов, связанных с этой папкой, я в своей практике не встречал.
Папка audio
(звуки)-все звуки игры находятся в этой папке. С нею вы будете иметь дело при установке модов, связанных с добавлением или заменой звуков, напр. мода животных в лесу, звука ручника или сюжетных модов с озвучкой.
Папка data
(данные)-самая интересная папка, в ней содержатся файлы с параметрами оружия, транспорта, характеристик педов, уровня воды, карты местности, а также тексты интерфейса игры и названия местностей. В ней же, в папке script, находятся файлы main.scm и script.img-первый определяет сюжет игры, во втором находятся файлы с деталями сюжета (подробней о файлах формата *.img-см. далее). Понятно, что с папкой data вы будете работать при установке новых параметров, карт местности и сюжетных модов.
Папка models
(модели)-тут находится весь Сан-Андреас, текстуры. Все моды, связанные со скинами, транспортом, оружием, относятся к этой папке.
Папка movies
(фильмы)-здесь находятся начальные ролики игры с логотипами разработчиков и титрами.
Папка ReadMe
(прочитай)-тут всего один файл, называется ReadMe, в нём разработчики выражают вам благодарность за выбор их игры и приводится информация о ней.
Папка text
(текст)-в ней находятся файлы, определяющие тексты в игре-субтитры роликов и комментарии педов. В русифицированной игре русские субтитры определяет файл american.gxt. В урезанных пиратских версиях содержится только он (иногда ещё spanish.gxt), поэтому переключение языка в них невозможно. В целых версиях содержатся субтитры и на других языках.
Файлы eax.dll
, ogg.dll
, vorbis.dll
и vorbisFile.dll
-компоненты приложения (т.е. игры), могут заменяться при установке каких-либо глобальных структурных модов в процессе инсталляции последних, непосредственно с ними мы работать не будем.
Файл stream.ini
-в нём содержатся различные данные, связанные с запускаемым приложением игры. С этим файлом работают, когда нужно оптимизировать игру или изменить другие параметры. К установке модов отношения не имеет.
Шестой, текстовый файл INSTALL
, обычно имеющийся в папке с игрой, содержит информацию об инсталляции и т.п. Никакого интереса для нас не представляет.
Запускаемое приложение gta_sa.exe
-тут говорить не о чем, грубо говоря это и есть игра.
Запускаемое приложение Uninstall
(Unins
, UNWISE
)-программа деинсталляции, удаляет игру.
Немного о файлах
Мод представляет собой модификацию какого-либо файла игры. Поэтому надо знать основные свойства этих файлов, чтобы в дальнейшем было меньше проблем в работе с ними.
Элементы мира ГТА, такие, как педы, оружие, транспорт, скины игрока, дома, дороги и т.д.-все они являются трёхмерными изображениями, т.е. имеют виртуальный каркас (форму) и окраску. По этой причине каждый элемент разделён на два файла: файл формы-каркаса и файл окраски.
Файлы формы имеют формат *.dff. Их можно просматривать с помощью программы DFF Viewer. На фоне интерфейса, цвет которого выбирает пользователь в настройках, оружие (или пед) выглядит как скопление белых полосок, соединяющихся в одну форму.
Цветовой окрас элемента имеет формат *.txd. Вы можете изменить окрас какого-либо предмета, отредактировав такой файл с помощью соответствующей программы. При этом форма элемента останется прежней.
Файлы формы и окраски одного и того же предмета имеют одинаковое название. Их названия соответствуют имени самого предмета (например, автомат Калашникова разделён на файлы-ak47.dff
и ak47.txd
, Райдер значится как ryder.dff
и ryder.txd
).
Элементов, составляющих игровое пространство, огромное количество, по ряду причин их собирают в один файл, имеющий формат *.img. Благодаря этому исключается возможность случайного удаления или повреждения отдельных элементов. img-файлы можно просматривать и редактировать с помощью соответствующих программ, самая популярная из которых- IMG Tool v.2.0
(есть русифицированная версия этой программы). В них элементы приведены в виде списка отдельных файлов.
Почти все моды, связанные со скинами персонажей или объектов, связаны только с двумя img-файлами: gta3.img
и player.img
(в папке models
). Первый является самым крупным по размеру, в нём содержится практически весь Сан-Андреас-дома, дороги, педы, машины, оружие. В player.img
находятся элементы внешности Сиджея. Остальные img-файлы содержат детали cut-сцен, визуальных эффектов и сюжетного скрипта.
Также распространены моды анимации пользования оружием и стрельбы. Скрипты анимаций для всех видов оружия находятся в файле gta3.img
, имеют расширение *.ifp. Например, rifle.ifp
отвечает за анимацию стрельбы из винтовок (снайперской, охотничьей и штурмовых).
Нельзя не упомянуть о файлах параметров транспорта, оружия и характеристик педов-они имеют формат *.dat, находятся в папке data
. Данные в них приведены в виде таблиц-слева столбик с названиями оружия, транспорта или педа, справа идут столбцы с числовыми данными параметров.
§ 2. Практика
Для установки модов, являющихся модификациями файлов оригинальной игры, требуется наличие двух программ: Блокнот (у вас она есть, хотя лучше WordPad ) и RUS (подразумевается русифицированная версия программы). Далее на примерах приводятся инструкции по установке таких модов.
Установка внешности персонажей (педов)
В данном случае наша задача связана с файлом gta3.img
(в папке models
).
К примеру, вы скачали модель зомби. По умолчанию она заменяет скин Райдера. В таком случае в скачанном архиве должны быть файлы ryder.dff
и ryder.txd
. Значит, чтобы установить модель зомби, надо извлечь файлы с Райдером и заменить их на файлы с зомби. На всякий случай скин Райдера нужно сохранить в какой-нибудь папке.
1)Извлекаем из скачанного архива файлы в Мои Документы
.
2)С помощью IMG Tool
открываем gta3.img
;
3)Когда файл загрузится и появится список, жмём в меню Правка
функцию Найти
.
4)В появившемся окошке пишем имя первого файла-ryder.dff
, жмём "Найти далее", файл находится.
5)На строчку ryder.dff
кликаем правой кнопкой мыши (ПКМ), в появившемся списке жмём Извлечь
. Указываем путь к той папке, в которой сохраним скин Райдера на всякий случай.
6)Далее снова кликаем ПКМ, в списке жмём Удалить
, подтверждаем удаление.
7)С файлом ryder.txd
делаем то же самое, что и с ryder.dff
(см. пункты № 3-6).
8)Теперь старый скин Райдера перемещён в надёжное место, осталось на его место добавить новый-скин зомби.
В меню Команды
жмём Добавить
. Указываем путь к скину зомби. Сначала добавляем ryder.dff
, затем ryder.txd
. Теперь, когда мы добавили скины зомби, закрываем программу и всё-дело сделано.
Установка мода анимации стрельбы
Установка такого мода самая простая-делаем то, что указано в предыдущем примере, но на этот раз нам надо заменить всего один файл (напр., ранее упомянутый rifle.ifp
).
Установка транспорта
Установка скина транспорта такая же, как и в примере с установкой скина педа-извлекаем старые файлы в надёжное место, устанавливаем вместо них новые.
Однако некоторые моды транспорта требуют изменений параметров-изменение веса, размера колёс и т.п. Тут надо будет иметь дело с папкой data
, файлами vehicles.ide
, carcols.dat
, carmods.dat
или handling.cfg
, а то и со всеми вместе.
Эти файлы открываются с помощью Блокнота, их основное и главное содержимое-таблицы с названиями машин и соответствующими параметрами (разработчики сделали так, чтобы модерам было удобно изменять параметры).
В инструкции (readme
), приложенной к скачанному моду, должны быть приведены строчки с новыми данными, также там указывается, какую строчку в файлах игры надо заменить. Например, в handling.cfg
есть такая строчка-
BUFFALO 1500.0 4000.0 2.0 0.0 0.0 -0.1 85 0.7 0.9 0.5 5 200.0 28.0 5.0 R P 11.0 0.45 0
30.0 1.2 0.12 0.0 0.28 -0.24 0.5 0.4 0.25 0.50 35000 2800 10200000 1 1 0
и её надо заменить на
BUFFALO 1000.0 2500.0 2.9 0.0 0.0 -0.1 85 0.7 0.9 0.5 5 250.0 28.0 5.0 R P 11.0 0.45 0
30.0 1.2 0.25 0.9 0.28 -0.70 0.5 0.3 0.25 0.50 35000 2800 10200000 1 1 0
что вы и делаете с помощью Блокнота.
Ещё лучше, если автор выложит непосредственно модифицированный файл, чтобы не утруждать неопытного пользователя поисками нужной строчки: неопытность может привести к порче файла, так что перед началом установки мода скопируйте оригинал в надёжное место.
Установка оружия
Установка новых скинов оружия такая же, как и в первом примере. Однако, как и с транспортом, может понадобится изменение параметров. Параметры оружия содержатся в файле weapon.dat
(папка data
). Параметры оружия в этом файле приведены так же, как и у транспорта-таблица, удобная для пользователя.
Следуя инструкции readme
, находим и заменяем указанные строчки (предварительно скопировав оригинальный weapon.dat
в надёжное место). Опять-таки повторюсь, для модмейкеров-желательно в архив с новым оружием (или транспортом) включать готовый модифицированный файл, дабы избежать случая порчи новичком файлов игры!
Установка новых скинов игрока
Установка скинов игрока (точнее, элементов внешнего вида) полностью идентична примеру с установкой новых педов. Разница лишь в том, что вы будете иметь дело с player.img
, и заменять придётся файл окраски-*.txd . То есть, открываем player.img
, находим старый скин, например, tshirt.txd
, извлекаем его в безопасное место, вместо него добавляем новый tshirt.txd
.
Установка карт местности
моды, которые изменяют карту местности, бывают трёх видов:
1)Просто добавляется или удаляется какой-либо элемент (напр., ограда, дозорная вышка, или остров). В этом случае заменяются файлы в папке datamaps.
2)Изменяется или добавляется скин строения (напр., Кремля). В этом случае вам надо заменить или добавить определённые файлы в gta3.img-как в примере со скинами педов (см. выше).
3)Изменяется или добавляется новый скин строения плюс задаётся его местоположение (напр., добавляется Кремль, стоящий на острове далеко в море). Здесь надо как заменить/добавить файл в gta3.img, так и заменить файлы с картой в папке datamaps.
Надо отметить, что модифицированные файлы карты выставляются готовыми, ими надо просто заменить соответствующие (об этом написано в инструкциях readme
, приложенных к скачанному моду).
Подробней о параметрах оружия/ транспорта/ педов
Параметров в папке data
много, однако интерес представляют параметры самых главных элементов-оружия, транспорта, педов и уровня воды.
Все файлы представляют собой таблицы на английском языке, в которых опытному пользователю модов разобраться нетрудно, а вот новичку сложно. Поэтому разработаны спец. программы для каждого вида параметров, например, с помощью программы Pedstats Viewer
можно изменять социальные характеристики прохожих (трусость, законопослушность, темперамент), а также физ. свойства-силу удара, точность стрельбы, умение обороняться. Pedstats Viewer регулирует данные в файле pedstats.dat
(папка data).
С помощью Weapon Editor by Sadler v. 0.14
можно довольно основательно отредактировать оружие. С WaterLevel
вы можете изменить уровень воды в океане и высоту волн.
Установка сюжетных модов
Установка сюжетных модов сводится к замене файлов main.scm
и script.img
в папке data/script
, файла american.gxt
в папке text
, и, если есть озвучка, добавлению файлов в audio
. Некоторые моды подразумевают новые заставки при загрузке игры-их замена не представляет особой сложности, просто следуйте инструкции readme
.
§ 3. CLEO-библиотеки
Моды могут быть достаточно разнообразными, а для некоторых существующих модов пришлось бы делать кучу мелких изменений в игре, что нерационально. Изменить скрипт тут, добавить файл там, тут новую функцию-это не каждому под силу, да и муторно. Поэтому были разработаны т.н. CLEO-библиотеки-специальные глобальные моды, существенно упрощающие установку и удаление различных модов.
Суть их функционирования в следующем-изменяются некоторые файлы игры, благодаря чему, грубо говоря, игра начинает взаимодействовать, "слушаться" файлов, находящихся в папке CLEO
, новой папке в корневой директории игры. Также в корневую папку игры добавляются файлы bass.dll
, CLEO.asi
, vorbisHooked.dll
и справочник CLEO.chm
.
Благодаря этой библиотеке, скриптовую/сюжетную модификацию можно оформить в виде CLEO-скрипта и забросить в папку CLEO
. При надобности скрипт можно оттуда удалить. В папке CLEO
имеются две папки-CLEO_SAVES
и CLEO_TEXT
. В первой хранятся сохранки каких-либо изменений, произведённых с помощью скрипта, CLEO-сохранки связаны с сохранками игры. Во второй папке находятся файлы, содержащие тексты для скрипта, например интерфейс какой-либо функции или разговор в cut-сцене.
На сегодняшний день самой свежей является библиотека CLEO 4
, можно скачать специальный инсталлятор, с помощью которого даже неискушённый нуб может установить библиотеку в игру.
CLEO-скрипты имеют расширение *.cs. После скачивания их надо закинуть в папку CLEO
, а дополнения (файл с текстом)-в папку CLEO_TEXT
. В меню игры в нижнем левом углу отражается версия библиотеки, а также число загруженных скриптов.
CLEO-скрипты могут вводить различные возможности. От автопилота и возможности закурить сигару, сидя в машине-до открывания всех дверей домов, которые можно взломать и возможности плавать на субмарине. Простые скрипты работают вполне надёжно, но некоторые могут привести и к вылету игры.
Здесь в общих чертах было представлено то, что должен знать каждый пользователь модов. Различные вопросы по их установке вы можете задать в комментариях, автор постарается ответить на них по мере знаний и опыта.