Песня повествует о тайном посещении Петром I «Стекольного государства» — столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для со-здания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в песне изображен любознательным и смелым, способным идти на любые ухищрения для того, что-бы без помех ознакомиться с чужими зем-лями. «Государь-царь», «царь белый» гу-ляет по чужим городам в обличии купчинушки и его узнать удается только «гетману земли шведской».
Противостояние России и Швеции оче-видно как в сюжете, так и в конкретных эпизодах песни. Сначала Петр появляется в чужом государстве под видом заморско-го купчины, затем, когда его узнали, «не пугался», а поторопился скрыться с по-мощью крестьянина, который вывез его «на край синя моря». Там он сел на ко-рабль, удачно ушел от погони и «во Свя-тую Русь возвратился». Так воссоздан-ные события с обычными в фольклоре повторами, постоянными эпитетами, от-рицательными сравнениями рисуют это противостояние.
Но не только сюжет показывает нам противостояние двух стран. Его подчерки-вает и поведение героев. Так, шведская ко-ролевна, узнав по портрету «царя белого», приказала его поскорее поймать, чтобы он не догадался о «шведских замыслах».
Сюжет песни ясно говорит о том, что рассказ ведется сторонником Петра I, ко-торый изображен как организатор одной из опасных и важных акций — разведки во вражеском государстве.
Царский корабль был готов к походу:
Чистым серебром кораблики изнаполнил, Красным золотом суденышки изукрасил.
Эти описания говорят и о красоте цар-ских судов, и об их богатстве. Эпитеты в словосочетаниях чистое серебро и крас-ное золото называют постоянными, они свойственны произведениям фольклора.
Посмотрим, как именуют царя в пес-не: «наш батюшка царь белый», «госу-дарь-царь», «царь-государь», «наш ба-тюшка». Каждое из этих наименований повторяется несколько раз. Все они пока-зывают уважительное отношение авторов песни к Петру I.
Петра I узнают в шведском городе
Как никто-то про то не знает, не ведает, Что куда-то наш государь-царь собирается. Чистым се́ребром кораблики изнаполнил, Красным золотом суденышки изукрасил. Он берет-то с собой силушки очень мало, Что одних-то преображенскиих грена́деров. Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:
«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты! Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем, А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной». Уж и грянул государь-царь по морю гуляти. Как носило-то царя по морю неделю, Что носило царя белого другую, Принесло-то его ко Стекольному государству , Что к тому ли шведскому королевству. Что никто-то купчину не узна́ет, Узнавал только его гетман земли шведской. Поскорехонько он к королевнушке метался: «Ах ты гой еси, наша матушка королевна! Не купчинушка по городу гуляет, Что гуляет-то по городу царь белый!»
Как на красное крылечко королевна выходила, Она семи земель царей портреты выносила, По портрету царя белого узнавала, Закричала королевна громким голосом: «Ой вы гой еси, мои шведские генералы! Запирайте вы воро́тички покрепче, Вы ловите царя белого скорее!» Уж и тут-то наш батюшка не пугался, Обо всех он шведских замыслах догадался, Ко крестьянину он на двор скоро бросался: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь, Ты вези меня на край синя моря!» Скоро вывез его крестьянин на край синя моря, А скорей того во кораблик государь-царь садился, Закричал он своим матросам и солдатам: «Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее, Вы гребите и плывите поскорее!» Как и первая погоня царя белого догоняет, А другая-то погонюшка настигает. Как возговорит погоня к царю-государю: «Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою. А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою, Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете». И тут же вся погоня в сине море побросалась, А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.
Вопросы и задания
1. О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя?
1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?
2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?
3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?
Вопросы и задания ко всей теме
1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?
2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
Народный театр
Драматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным. Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своем дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поет»:
«Я в пустыню удаляюсь От прекрасных здешних мест…»
Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдаленные места России.
С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.
Исторические песни посвящались и реформатору русской жизни Петру I. В песнях Петр показан выдающимся полководцем. В них выражается сочувствие народа к его деятельности. В песнях он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед. Так, в песне "Петра I узнают в шведском городе" говорится об одном эпизоде царствования Петра I. Царь тайно отправляется в шведское королевство под видом купца. В песне поется, что никто про это не знает и не ведает. Для того, чтобы предстать богатым купцом, он свои корабли наполняет чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой "силушки очень мало". Петр велит называть себя не государем, а заморским купчиной.
Однако его узнают в "стекольном государстве" (Стокгольме). Шведская королева кричит своим подданным:
"Ой вы гой еси, мои шведские генералы! Запирайте вы воротички покрепче, Вы ловите царя белого скорее!"
Рассказывая об этом событии, песня подчеркивает смелость и находчивость Петра:
Обо всех он шведских замыслах догадался, Ко крестьянину он на двор скоро бросался: "Ты бери-ко, бери, крестьянин денег вдоволь, Ты вези меня на край сине моря".
На кораблях царь уходит от погони. Враги пытаются захватить его в плен, но безуспешно. Стремясь поймать русского царя, королева посылает дважды погоню. А преследователи обращаются с просьбой к Петру, чтобы он взял их с собой, поскольку назад им дороги нет:
"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою, А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою, Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".
После отказа царя "вся погоня в сине море побросалась". 1
Народ называет Петра "наш батюшка". В этом обращении видна народная любовь к самодержцу.
Исторических песен о Пугачеве значительно меньше, потому что в представлении народа он был законным царем, а не вольным казаком-разбойником. О нем нельзя было складывать разбойничьи песни. В пугачевских песнях народ идеализировал образ Пугачева, видел в нем защитника, героя, изображал его непокорным, гордым даже в тяжелых жизненных ситуациях. Это показано в песне "Суд над Пугачевым. Панин", в которой атаман ведет себя гордо, независимо, отвечая на вопрос царского вельможи Панина:
Судил тут граф Панин вора Пугачева: Скажи, скажи, Пугаченько, Емельян Иванович, Много ли перевешал князей и боярей? Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч. Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил, На твою бы на шею варованны вожжи, За твою-то бы услугу повыше подвесил! - Граф и Панин испужался, руками сшибался: Вы берите, слуги верные, вора Пугачева, Поведите-повезите в Нижний Городочек, В Нижнем объявите, в Москве покажите… 2
Читайте также другие статьи раздела "Исторические песни" .
Текущая страница: 2 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]
Народная историческая песня
Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передает впечатления и воспоминания народа о далеком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачев, Степан Разин, Петр I, Екатерина II, Наполеон…
Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились, но наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа все чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, в которой и сосредоточено основное действие и героями которой становятся реальные исторические личности.
Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Петр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и все же действие сосредоточивается вокруг него.
Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Петр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.
Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,
Лишь из глаз горючи́ слезы́.Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички12
Бурми́стры-целова́льнички – здесь: царские чиновники, исполняющие судебно-полицейские обязанности.!
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному».
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:
Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное13
Пла́тье цве́тное – одежда, расшитая золотом и самоцветами.,
Не много, не мало – сорок тысяч».
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?»
Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашел я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили14
Дува́н дува́нить – делить добычу.,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами15
Дели́ть но́шами – брать себе столько, сколько можно унести..
Тут-то я ее отбил у них».
Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
«Куда ты девал эдаку золоту казну?»
Возговорит добрый молодец:
«Точил я ее всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих».
Возговорит православный царь:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».
1. Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?
1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?
2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?
Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом суденышки изукрасил.
Он берет-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной».
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству16
Стеко́льное госуда́рство – имеется в виду столица Швеции Стокгольм.,
Что к тому ли шведскому королевству.
Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорехонько он к королевнушке метался:
«Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!»Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
«Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!»
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
«Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!»
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
«Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!»
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
«Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете».
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.
1. О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя?
1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?
2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?
3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?
1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?
2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
Народный театрДраматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным. Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своем дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поет»:
«Я в пустыню удаляюсь
От прекрасных здешних мест…»
Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдаленные места России.
С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.
Разбойничьи драмы «Лодка», «Фра-дьявол», «Могила Марии», «Шайка разбойников» и другие были особенно ценимы зрителем за атмосферу романтической вольницы.
«Лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве», как писал В. Г. Белинский, определял характер многочисленных комических пьес. Представьте себе, например, сценку, которая называется «Барин в ресторане». В ней разорившийся барин, узнав цены на блюда и напитки, надменно заказывает стакан холодной воды.
Такие забавные сценки часто вводились в большие пьесы. В пьесы также включались и песни, которые исполнялись героями или хором, который сопровождал и объяснял происходящие события. В представления часто широко привлекались зрители.
Более всего таких представлений устраивалось на святки и масленицу. На святки, как свидетельствует словарь В. Даля, «славят Христа, ходят с вертепами и со звездой, гадают». Вертеп – небольшой ящик, который разделен на два (реже три) этажа, где разыгрывались кукольные представления. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались на верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом – на нижнем. Верхний этаж обычно оклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем в окружении Марии, Иосифа, ягненка, коровы, лошади. Над яслями прикреплялась или рисовалась звезда. Нижний этаж оклеивали яркой цветной бумагой, там помещался трон Ирода, и по бокам имелись двери, в которые входили и выходили куклы. Куклы были деревянные, примерно в 15–20 сантиметров высотой. Они были пышно одеты и передвигались на стержнях, которые перемещались по прорезям в полу этого игрушечного домика. Кукольник говорил за всех персонажей. Часто рядом были хор и музыканты.
На святочных праздничных вечеринках главным развлечением было переряживание. Ряженые изображали цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, солдат, скоморохов с медведем, нищих и т. п. Более всего любили изображать медведя, для чего кто-нибудь из парней надевал на себя перевернутую мехом вверх шубу и в таком виде показывал, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, и разные другие сценки. Также любили изображать журавля, для чего обычно парень набрасывал на себя вывороченную шубу, а в один из рукавов продевал палку с крючком на конце. Этим клювом «журавль» бил присутствующих девушек, а те старались откупиться орехами, конфетами, бросая их на землю. Пьесы обычно исполнялись или на специальном помосте в балагане или рядом с ним, иногда просто в избе.
Для пьес народного театра характерно соединение трагических сцен со сценами комическими. Вы сможете увидеть такое сочетание и в народной драме «Как француз Москву брал». Исследователи считают, что эта драма является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора «Смерть князя Потемкина из Смоленска, случившаяся в 1812 году, когда французы вторглись в Россию», которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение (1877–1878), когда ее могли там увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.
Наполеон
Адъютант
Потемкин
Жена Потемкина
Генерал
Старик-гробокопатель
Старуха
Доктор
Коленкур
Раненые
Действие 1
Царь Наполеон. Адъютант!
Это он кличет дежурного адъютанта. Он подходит.
Адъютант
Наполеон . Как, братцы, наши ретируют?
Адъютант . Отступили на целый марш, ваше величество.
Царь Наполеон . Как, братцы, мы их победили, новыми лаврами себя наградили…
Адъютант . Сколько их драло, столько наших побито.
Царь Наполеон . Адъютант!
Адъютант . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Как, братец, дела русских?
Адъютант . Их оченно большое войско. А еще боле под командой генерала Раевского.
Царь Наполеон . Да вот. А где еще мой молодой генерал, который бил своих детей и на жертву мне их отдал и сказал: «Кто верует Богу и великому государю, тот последует за ура», где он? Да и солдаты в это время вынули штыки и крикнули ура! Я знаю, братец, как вы пуляете большими шрапами, а штыки, это ужасть! Адъютант!
Адъютант . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Чего в России новенького?
Адъютант
. В России милостивый манифест17
Ми́лостивый манифе́ст – речь идет о манифесте, изданном Александром I в связи с вторжением Наполеона в Россию.
Царь Наполеон . Адъютант!
Адъютант . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Послать ко мне дежурного генерала.
Генерал подходит.
Генерал . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Что есть новенького?
Генерал
. Да еще особа графа Орлова – дочь Ичменского18
Осо́ба гра́фа Орло́ва – дочь Ичменского – графиня Орлова-Чесменская пожертвовала свои драгоценности на нужды русской армии.
Забрала свои уборы – жемчуга и брилиянты, собрала несколько тысяч денег, отправила к царю для продовольствия русской армии.
Царь Наполеон . Как! И женщины русские идут против меня?
Генерал . Точно так, ваше величество.
Царь Наполеон . Ах, они черные державы. Ну вот, где захватите, брить их ко мне в солдаты.
Генерал . Мы, ваше величество, забрили одного в солдаты, и он взял да сам себе отрубил правую руку.
Царь Наполеон . Ах, они варварский народ! Необразованный! Адъютант!
Адъютант . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Послать фуражира.
Адъютант . Ваше величество, фуражирную армию разбили и капитана убили наповал. А вот Потемкина мы в плен взяли.
Царь Наполеон . Как Потемкина в плен взяли?
Адъютант . Точно так, ваше величество.
Царь Наполеон . Потемкин должен через три часа расстрелян быть. Адъютант! Привесть ко мне Потемкина!
Потемкин приходит.
Потемкин . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Потемкин, ты теперича мой!
Потемкин . Никак нет, ваше величество. Еще война не кончилась.
Царь Наполеон . Потемкин, послушай, ты как служил своему государю Александру Николаевичу, послужи так и мне. Я тебе прибавлю чин. Дам награды. Ты будешь мой первый любимец.
Потемкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так я и вам буду изменник.
Царь Наполеон . Потемкин, я тебя прикажу повесить или расстрелять.
Потемкин . Не мудрено, ваше величество, стами тысяч одного повесить или расстрелять.
Царь Наполеон . Адъютант! Отвесть Потемкина в темную темницу – не утолит ли он свое лютое сердце и не победит ли он своей гордости.
Потемкин . Что за горе-скука и печаль ни об чем не унывай? Ну, только жаль мне жену и детей. Быть посему, и за правду умираю. Хоть Москва в руках французов, но это, право, не беда, наш фельдмаршал Кутузов их на смерть пустил туда.
Царь Наполеон . Адъютант!
Адъютант . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Привесть Потемкина.
Адъютант приводит тут Потемкина .
Царь Наполеон . Я вижу, ты повеселел. Так не хочешь ли ты мне послужить?
Потемкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так и вам буду изменник.
Адъютант (читает ). Его императорское величество со изволения царя Наполеона приказал пленного Потемкина ранить, потом убрать.
Тут сейчас в него выстрел дадут, а его жена начинает вопить по нем.
Жена Потемкина . Милый ты мой защитник российский, на кого ты меня покидаешь, на кого малых детушек оставляешь? Теперь сгорел у нас в Москве домочек, и не стало у нас ни дома, ни тебя и ничегошенько. Как я буду жить-поживать? Как я без тебя буду век коротать?
Потемкин . Марья, не плачь, Александр услышит, не даст тебе по белому свету скитаться и шататься.
После этих слов Потемкина убивают.
Царь Наполеон . Адъютант!
Адъютант . Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Послать за стариком-гробокопателем. Надо прибрать Потемкина тело, чтоб оно по всей земле не тлело.
Старик (приходит ). Чего изволите, ваше величество?
Царь Наполеон . Когда ты, братец, называешься гробокопателем, то прибери вот Потемкина тело, чтобы по всей земле не тлело и не коптело, чтобы его вороны и сороки не клевали, которых мы сами будем есть.
Старик (потом он говорит ). Старуха, а старуха!
Старуха . А!
Старик . Ты ведь у меня делуха?
Старуха . Да. А что?
Старик . Истопи печку, свари ворону да зажарь рака с картовий. Мы будем с тобой кушанья варить да его величество Наполеона кормить.
Старуха . Я нынче печку не топлю, и я французов не терплю.
Старик . Старуха, понесем хоронить Потемкина тело, чтобы оно по всей земле не тлело, отдадим ему последнюю честь, чтобы войну с французами с честью и похвалою снесть, чтобы нам Москву вернуть и Наполеона из России турнуть! <…>
Старуха . Я сейчас возьму вилы и дам ему в бок три дыры.
Тут Старуха вбегает с вилами и бежит за Наполеоном, который от нее убегает.
1. Какие исторические события отражены в пьесе? Как выражено отношение народа к этим событиям?
2. Какие исторические лица этой пьесы вам знакомы?
1. Какие из этих исторических лиц, по вашему мнению, никак не могли встретиться друг с другом в жизни? Как вы объясняете их появление в одной пьесе? Обратитесь, если необходимо, к энциклопедическому словарю.
2. Каким предстает перед зрителем Наполеон и каким Потемкин? Попробуйте дать им характеристику, которая бы помогла исполнителю точнее играть свою роль.
3. Какую роль играют в этой пьесе внесценические персонажи? Напомним, что внесценические персонажи не появляются на сцене, а лишь упоминаются в речи действующих лиц.
4. Какие герои исполняют комические эпизоды пьесы?
1. Почему эта пьеса была популярна и в Греции, и в Болгарии? Как вы это можете объяснить?
2. Почему эту пьесу можно назвать пьесой, демонстрирующей народный патриотизм? В чем вы видите его проявления?
3. Почему эту пьесу народного театра можно считать исторической?
Летопись. Воинская повесть. Житие.
Древнерусской литературе принадлежит значительное место в культурном наследии России. Система нравственных ценностей, взгляд на мир, человека, художественное своеобразие, сформировавшиеся в этот период, питали и определяли развитие последующей русской культуры и литературы. Не зная древнерусской литературы, очень трудно до конца понять глубину творчества многих отечественных писателей.
В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с XI по XVIII век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаем о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в той далекой эпохе.
Древнерусская литература возникла в XI веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к религиозной мудрости. Истории о вымышленных происшествиях не привлекали внимание древнерусских книжников. Они рассказывали о том, что, по их представлениям, реально произошло. Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину.
Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней все (в том числе и образ героя) создавалось по канону – определенным правилам и образцам, поэтому часто образ исторического деятеля был далек от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами. Стремление создать идеальный образ не давало возможности воспроизвести реальные черты исторической личности и конкретные исторические события.
Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, образ автора достаточно условен. Древнерусские авторы не стремились к созданию индивидуального, оригинального стиля, являющегося достоинством современных авторов. Они редко указывали в произведениях свое имя, считая себя не творцами, а исполнителями Божьей воли. Понятие авторства появилось в литературе Древней Руси лишь в XVII веке.
ЛетописьШироко распространенным в древнерусской литературе жанром была летопись. Слово «летопись» произошло от двух слов – «лето», т. е. «год», и «писать». «Описание годов», «писание по летам» – так можно объяснить это слово. Летописи – исторические повествования, которые велись по годам. Текст летописи был разделен на главы, каждая из которых была посвящена событиям одного года. Завершив описание за 12 месяцев, летописец ставил номер нового года и продолжал свое повествование. Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое. Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который по поручению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря долгие годы трудился над составлением летописи. Сначала он приводил в порядок или переписывал труд своих предшественников, воссоздавал события древности и недавно прошедших лет.
Затем летописец переходил к изложению событий своего времени, опираясь на собственные записи, которые вел ежегодно, а также на рассказы участников событий или осведомленных лиц. Итогом этой долгой работы становился летописный свод, который затем продолжали другие летописцы.
В состав летописей входили и древний договор, и жизнеописание святого, и мудрое поучение, т. е. летописный свод не только сохранял память о прошлом и настоящем, но и был учебником мудрости – осуждал злодеев, подвигал людей на добрые поступки.
В 10-е годы XII века Нестором, монахом Киевско-Печерского монастыря, была создана «Повесть временных лет», ставшая величайшим литературным памятником эпохи Киевской Руси.
В первых строчках великого труда Нестор сформулировал свою задачу летописца: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Из летописи видно, как складывалось и крепло древнерусское государство, как расширялись его границы, как боролись с врагами. Тема Родины является основной в «Повести…». Интересы Руси диктуют летописцу ту или иную оценку событий, поступков князей. В «Повести временных лет» звучит мысль о необходимости согласия между князьями, осуждаются княжеские распри, ослабляющие могущество русской земли, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. Основные элементы летописи – сведения из русской истории, рассказы поучительного характера, народные предания.
Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег – мужественный и мудрый воин. Благодаря своей смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Олег распутывает все козни и хитросплетения своих врагов-греков, заключает выгодный для России мирный договор с Византией и в знак одержанной победы прибивает свой щит на воротах Царьграда. Князь-воин прозван в народе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим не дано знать, волшебником, но и ему не удается уйти от судьбы, избежать которой никто из людей не в силах.