Для себя эти библиотечные блоги я выделила как блоги методистов , хотя должности разные. Информация об авторах та, которая представлена в блоге. Если захотите расшифроваться - добавлю. На распространенных гаджетах и виджетах останавливаться не буду. Почти у всех есть ссылки на библиотечные блоги. Так как в разговорах о блогах возник вопрос о наличии или отсутствии ссылок на официальных сайтах, буду обращать на это внимание.
Пояснение - что такое Сайдбар. Понятие происходит от английского термина "sidebar" ("side" — сторона, "bar" — полоса). Боковая колонка в блоге, содержащая разнообразную вспомогательную информацию для посетителя. Иногда сайдбар формируется из нескольких колонок, суммарной шириной не уступающих ширине основной контентной области.
В сайдбаре:
Наш жж-блог "Живность цвета огня"
Адрес сайта сложным путем нашла, но на сайт не смогла попасть.
БиблиоДУШЕЧКИ - блог Нины, зав.методическим отделом Воротынской центральной библиотеки Нижегородской области. Создан в 2011 г., но активно начал вестись в 2012 г. На сайте ЦБС есть ссылка на блог, который обозначен как блог центральной библиотеки.
Блог для библиотекарей и читателей библиотек, которым интересны не только книги. Страницы блога - Содержание, О блоге (статьи о блоге "Библиомания"), Копилка библиотекаря, Аттестация в библиотеке, Актуально. Нормативно-правовая база библиотеки, Копилка читателя, Журнальный столик, Об Арзамасе, Библиотеки и социальные сети, Библиотечному блогеру.
Блог ведет Ирина Огнева, заведующая методическим отделом ЦГБ им.А.М.Горького г.Арзамаса Нижегородской области. Активную помощь несколько месяцев оказывала GeorgiNNa, но сейчас она занимается сайтом и другими проектами. В сайдбаре:
Виджеты страниц "Библиомания" и "Централизованная библиотечная система г.Арзамаса" на Фейсбуке
Виджет группы "Библиомания (г.Арзамас)" Вконтакте
Библиосейшн - "Централизованная библиотечная система г. Белово Кемеровской области и ведущая блога - Хромова Елена... Блог создан с целью поддержания тесной связи с коллегами, обменом информацией и ценным библиотечным опытом. Наш e-mail...". Страницы блога - Библиотечные сайты и блоги, Сайты библ-к Кемеровской области, Методические рекомендации, Библиотечные сценарии, Библиотечное видео, Библиотечный юмор. В сайдбаре:
С песней по блогу
Лента FriendFeed
Баннеры библиотечных блогов и др.
На главной странице - книжная полка Calameo с полезными изданиями.
Библиотечного сайта, по моим сведениям, пока нет.
Записная книжка БиблиоРомантика - ведет BiblioRomantiс. "...и поскольку это - записная книжка, сюда будут попадать как обдуманные вещи, так и наброски, которых, наверное, будет даже больше. Ссылки, умные мысли, интересные статьи, отчётные события, заметки о детских и взрослых книжках и т.д. Буду рада, если что-то из этих записей пригодится кому-то ещё :)"."Я работаю в детской библиотеке, 7 лет - в отделе обслуживания, теперь - в методическом отделе. К созданию этого блога меня подвигла потребность в контакте с профессиональным сообществом. Я очень рассчитываю ещё многому научиться:). Мне интересно всё, что касается современной библиотеки, в особенности "дванольной". Ценю интересную деятельность, приносящую пользу окружающим. Напоследок необходимое: этот блог не является официальным блогом методического отдела библиотеки".
В сайдбаре:
- "Меня можно найти...
В ЖЖ
...ВКонтакте
...в Фэйсбуке"
- "Гайдаровка" в интернете:
- Официальный сайт
- Блог отделов обслуживания "Гайдаровки" в ЖЖ
- Группа "Гайдаровки" в сети ВКонтакте
Ссылка на официальном сайте отсутствует.
КоМета - блог отдела научно-исследовательской и методической работы Волгоградской ОУНБ им.А.М.Горького. Страницы: Методический вернисаж, Методические сезоны, Библиотечное созвездие, Библиотечный ориентир, Наши координаты.
Копающаяся в методиках
- Ведет Н.А.ta Дабарская. образование высшее. "Закончила ЧГИИК. Работаю методистом в ЦГДБ г. Трехгорного и мне кажется, что я на своем месте" - так она сама представила себе в блоге. "Блог для настоящих, таких же, как я, копуш-методистов. Классические и инновационные библиотечные методы и приемы работы с читателями, обобщения опыта, авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного и многое другое полезное в библиотечном деле - вот контент нашего блога. ЗАХОДИТЕ, СМОТРИТЕ,БЕРИТЕ! И, конечно же,если не жалко - делитесь своим" - а вот так она представила свой блог, который ведет с с апреля 2011 г. В сайдбаре - материалы блога, собранные в рубриках: -Повышение квалификации
-Авторские разработки
-Наглядные формы
-Массовая работа с читателями
-Клубы по интересам
-Изобретения нашей библиотеки
-Библиографические знания - детям
-О нашей библиотеке и др.
Есть ссылка на сайт библиотеки.
Лампа. Ночь. Библиотека - ведет Елена Смутнева под ником kotbibliofil. Вся нужная информация на странице "О блоге":
"Неофициальный блог методиста. Создан для самообразования и профессионального общения.
О том, как я дошла до жизни кошачьей можно прочитать на странице «О коте-библиофиле». Отдельных страниц удостоились родной город, библиотеки (в которых я была) и детская литература. Подробнее: смотрите «Ключевые слова» и «Архив блога».
В правой колонке блога - мой канал Friend Feed (в котором собираются ссылки на интересные мне публикации в Интернете), чтобы посмотреть все записи, кликните мышкой внизу надпись «Vie kotbibliofil’s FriendFeed».
В разделе Мастер-класс «Я учусь работать в блоге» (там же) предоставлен доступ к материалам в моем Google Reader соответствующей тематики. Смело кликайте по ссылкам, а чтобы увидеть больше, нажимайте внизу «Посмотреть все».
В нижнем правом углу расположен баннер google-группы BIBLIO-MEDIA, кликнув по которому, можно познакомиться модулями дистанционного обучения (авторы Людмила Рождественская и Елена Ястребцева). Эти же модули и многое другое можно найти в блоге "Дванольный библиотекарь".
Пообщаться со мной можно в чате «Сказать мяу» (левая колонка) и написав комментарии (все ограничения сняты)".
На сайт самой библиотеки не попала.
Методист библиотеки - блог научно-методического отдела Харьковской государственной научной библиотеки им. В.Г. Короленко. Сведений об авторах нет. Посты подписаны - Metodist. В сайдбаре ссылки на библиотечные блоги и интересные сайты. Взаимные ссылки с сайтом.
Методисты по библиотечным фондам Иркутской области - ведет Елена Астапенко, которая представила визитку с Фейсбука. Блог - победитель конкурса "Творческая мастерская 2.0". Страницы блога - Содержание, Иркутская область, Методисты Иркутской области, Библиотечная блогосфера, Нормативная документация по учебным фондам, Комплектование - ссылки, Список главных книг всех времен, Верность профессии. В сайдбаре:
Баннеры GooglГрупп "Дванольный библиотекарь" и "BiblioMedia"
Насколько я понимаю, сайта, с которым Елена могла бы обменяться ссылками, нет.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Псковской областной универсальной научной библиотеки www.pskovlib.ru . Ведет Отдел координации деятельности библиотек Псковской области.
Методический городок - блог методистов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.
Методична служба публічних бібліотек Києва - ведет Ольга Романюк, заведующая отделом научно-методической работы Публичной библиотеки им.Леси Украинки. Страницы блога - "О службе методической", "Помощник библиотекаря", "Методические издания", "Библиотечный Геликон".
Электронный каталог библиотеки
- "Территория профессионала" (сайты ЦБС, УБА, "Библомист" и другие)
Библиотечные блоги Киева и Украины
Полнотекстовые професиональные периодические издания
Сведения о ЦБС г.Киева с контактными данными руководителей и др.
ПресНовости - Блог методиста Тверской ОУНБ им. А.М. Горького. Авторы - Marina Presnova, Galina Egorova. Обзор материалов из текущих номеров профессиональных журналов для библиотекарей. В обзор включаются публикации, которые по мнению автора блога представляют интерес для работников общедоступных библиотек. В тексте содержатся интерактивные ссылки на ресурсы, расширяющие информацию, полученную из периодических изданий.
В сайдбаре ссылки на блоги журналов и их профили и страницы в Facebook.
СВЕТлячОК - Блог Ольги, методиста по библиотечной работе Суровикинского муниципального района Волгоградской области. Страницы: Содержание, О районе, О библиотеках, Полезные ссылки, Библиотеки и СМИ, Периодика, Программы, О блоге. С самого начала предполагалось сделать блог коллективным и на странице "О блоге" говорится о библиотекарях, которые вносят свой вклад в работу блога.
Сообщество школьных библиотекарей Поволжский округ
- Тут серьезнее всех!
Цели создания сообщества:
-формирование профессионального сообщества работников школьных библиотек/медиатек;
-содействие решению актуальных проблем библиотечной практики;
-развитие взаимодействия внутри сообщества.
Здесь Вы найдете:
-информационно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек/медиатек;
-информационные, справочные и методические ресурсы;
-обмен опытом в рамках тематических форумов;
-возможность получения оперативных консультаций специалистов и методистов медиатеки Ресурсного центра.
Разделы блога: Авторы блога, Задать вопрос специалисту, О сообществе, Школа библиотекаря, "Размышлизмы" программиста, Записки руководителя медиатеки, Библиотекарь-библиотекарю..., Консультации специалистов, Методическая копилка школьного библиотекаря, Нормативные документы и др.
Авторы:
- Ответственный редактор: руководитель медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск, Сиркиз Елена Владимировна
- Технический редактор: ведущий инженер-программист медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск, Подъяпольская Ольга Игоревна
- Редактор: методист медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск, Сорокина Елена Викторовна
На вопросы отвечают работники медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск.
Контакты всех приведены.
В сайдбаре: online консультант, ссылки на Интернет-проекты Ресурсного центра и полезные ресурсы, google группы BIBLIO-MEDIA и BIBMEDIA-VOLGA, FriendFeed "Медиатека школы" и FriendFeed "БИБМЕДИА-Волга".
О.И.Подъяпольская - лауреат Всероссийского конкурса образовательных блогов "БлогоРазумие" в номинации "Коллективные блоги: блог сообщества".
Обещанный доклад "Библиотечные блоги как инструмент продвижения библиотеки в виртуальном пространстве"
, прозвучавший на семинаре-совещании "Роль библиотеки в формировании местного сообщества" 19 апреля 2012 г. в г.Саров Нижегородской области.
Сегодня, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно , а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках. Одной из таких площадок являются блог-платформы. Библиотечные блоги пользуются большой популярностью в последнее время, так как они отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия.
Библиотечный блог , рассказывающий о происходящем в библиотеке, удобен, когда отсутствует сайт. Но часто получается так, что во всех виртуальных представительствах библиотекари рассказывают о библиотеке и ее мероприятиях.
Для продвижения библиотеки в виртуальном пространстве перспективным направлением я считаю тематические библиотечные блоги , ориентированные на конкретную аудиторию. Ведь, в отличие от сайта библиотеки, блогов может быть несколько и разной тематики. Самое главное, что вокруг блога будет формироваться определенное сообщество людей, объединенных общими интересами. ЦБС г.Арзамаса идет именно по такому пути.
Основное направление блога "Одиннадцатый" - краеведческое. Это виртуальное «лицо» библиотеки-филиала №8 (библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова) г.Арзамаса Нижегородской области, в которой создан уникальный музей арзамасской катастрофы. Блог мы ведем коллективно с сотрудниками библиотеки.
Рассказывая о книгах и чтении, в первую очередь мы представляем местных авторов ("П.В.Еремеев "Арзамас-городок" , "Новая книга В.Панкратова о митрополите Палладии"). Многие из них живут в микрорайоне №11 или сотрудничают с филиалом №8. Например, пост "В золотом сентябре" Светланы Клюевой" : и Светлана Клюева, и Владимир Каляев - жители одиннадцатого микрорайона.
В 2012 г. библиотека начала работу по проекту «Духовное краеведение в виртуальном формате», ставшему победителем общероссийского конкурса «Православная инициатива-2011». В рамках проекта библиотекари совместно с читателями проделали огромную работу по сбору краеведческого материала. Источниками информации стали книги и подшивки газет, видеосюжеты местного телевидения, архивные материалы, воспоминания старожилов. Одним из результатом этой работы стала публикация в блоге виртуальных выставок ("Воскресенский собор. Славные имена" , "Арзамасский Алексеевский женский монастырь") и видеороликов о нашем городе ("Соборная площадь - "сердце" Арзамаса" , "Под небом высоким").
Таким образом, постепенно от рассказа о микрорайоне мы перешли к представлению материалов, посвященных истории и современной жизни Арзамаса. Благодаря активному сотрудничеству с местными деятелями культуры блог стал площадкой для размещения материалов различного формата, например, видеозаписей авторской программы Оксаны Скляровой из цикла «Арзамасские встречи» ("Арзамасские встречи. О.А.Колобов" , "Арзамасские встречи. М.М.Бузин") или стихов арзамасской поэтессы Светланы Клюевой ("Светлана Клюева. Родной уголок"). В планах развития блога - привлечение в качестве соавтора одного из арзамасских писателей, проживающих в микрорайоне №11.
Блог "Маматека" - тематический библиотечный блог
для мам - является виртуальным продолжением проекта «Материнское чтение», реализованного несколько лет назад на базе библиотеки-филиала №4. К сожалению, наш реальный проект (я была соавтором и одним из участников) не получил развития из-за закрытия библиотеки и ухода большинства ее сотрудников. Но остались материалы и желание заниматься этой темой. Коллега, выступающая в блогах под ником GeorgiNNa, поддержала и стала соавтором "Маматеки".
В "Маматеке" можно найти интересную и полезную информацию, размышления о взаимоотношениях детей и родителей, советы по проведению досуга. Мы не рассказываем здесь о библиотеках или библиотечных мероприятиях, а стараемся незаметно показать, что книги и чтение являются частью нашей жизни. Особенностью блога является то, что почти каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде библиотек. Среди популярных публикаций – "Подросток не хочет учиться - что делать?" , "Как оттащить ребенка от компьютера?" , "Ехать ли с ребенком на юг: за и против", "Готовимся к Новому году: поделки из бумаги" .
Все время существования блога мы пытаемся вовлечь в совместную работу в "Маматеке" детских библиотекарей (изредка получается) и планируем привлечь арзамасских мам для подготовки публикаций.
Приведу еще несколько интересных примеров .
Николай Николаевич Блинов - моряк, писатель-маринист,
Его жена Александра Серапионовна Хрусталева – легенда Мурманска, единственный в стране судовой механик-женщина, писательница,
Их сыновья – Николай и Борис, также связавшие свою жизнь с литературой. Все вместе они написали около 40 книг, главный герой которых - Мурманск.
Среди материалов блога 2012 г. выделяются Интернет-викторина «Морская душа» и материалы читателей, участвующие в межрегиональном конкурсе творческих работ «В фарватере памяти», посвященном 100-летию со дня рождения А.С. Хрусталевой. Подробнее об этом можно узнать в докладе Марины Орешко "Краеведение без границ: опыт межрегионального и межведомственного сотрудничества по реализации культурно-образовательного проекта «В фарватере памяти». Особенностями блога являются наличие «Виртуальной справки» и «Продления литературы-онлайн».
Опыт блога для болельщиков хорошо бы взять библиотекам на заметку перед Олимпиадой в Сочи. Эта прекрасная возможность заинтересовать аудиторию, на которую практически не обращают внимания в библиотеках.
Востребованность тематических библиотечных блогов доказывается числом комментариев (например, посты «Библио-S-путника» могут собирать до 150 комментариев) и показателями, пока неиспользуемыми официальной библиотечной статистикой (например, посещения за 16 апреля 2012 г. блогов: «Роза ветров. Север» - 211, «Библио-S-путник» - 772).
Сегодня большинство понимает необходимость ведения блогов в библиотеках. Но какие они должны быть? На мой взгляд, от абстрактных библиотечных блогов нужно переходить к тематическим. Давайте говорить в виртуальном пространстве не о том, что «Библиотека сделала...» или «В библиотеке прошло...», а ставить во главу угла наших читателей – реальных или потенциальных, имеющих разнообразные интересы и потребности. Только тогда можно стать для виртуальных посетителей авторитетом, партнером или другом, а, следовательно, способствовать продвижению библиотеки в виртуальном пространстве.
Термины «Библиотека WEB 2.0», «блог» и «блогосфера»давно вошли в лексикон библиотекарей разных стран. Сейчас эти понятия входят в жизнь украинских библиотекарей. Вести библиотечный блог – это модно, это престижно и эффективно. Надо сказать, что украинская библио-блогосфера еще очень молода, но, как и любая украинская девушка, чертовски привлекательна, популярна и перспективна.
Что такое библиотечный блог? Библиотечный блог – это не только набор ценной информации, но и возможность достучаться до сидящих в интернете читателей. Поверьте, они все давно там, а наша задача – повернуть их лицом к библиотеке! А еще блог – это очень удобный инструмент для диалога библиотекарь-читатель или читатель-библиотекарь. Вообще считается, что блоги и виртуальные дневники – это одно из самых удачных открытий, появившихся в нашей жизни с внедрением «WEB 2.0». Для многих современных библиотекарей блоги стали настоящей палочкой-выручалочкой, а заодно и объектом для самовыражения.
У библиотеки есть сайт – зачем же блог? Если официальный сайт – это лицо библиотеки, то блог смело можно считать ее сердцем. Ведь это уникальная площадка для выражения креативных мыслей библиотекаря и бесконечный простор для творчества. Плюс это неограниченные возможности для рекламы библиотеки и популяризации чтения в естественной среде обитания потенциальных читателей. А если к библиотечному блогу подключить твиттер, википедию и социальные сети – то на выходе мы получим уникальную медиа-платформу позволяющую донести библиотечную информацию до сидящих в интернете детей/взрослых и главное – наладить двухсторонний диалог.
Если основное назначение сайта – служить источником информации, то предназначение блога – это интерактивное общение библиотекаря с миром. Следовательно, на блоге можно, и даже нужно, размещать «информацию к размышлению», ту, которая увлечет, зацепит потенциального читателя/пользователя.
На страничках блога можно и даже нужно вести диалог с читателем и с коллегами. Для этого имеется функция «комментарии». Пользователь, прочитавший интересную и актуальную статью/пост, может оставить свой комментарий, отражающий его точку зрение или мнение. Это означает, что человек заинтересовался материалом, и желает высказать свое мнение или даже подискутировать. Библиотекарю, ведущему блог, очень желательно отвечать читателям и вести с ними «виртуальный» диалог.
Из личного опыта. К сожалению, библиотечные блоги посещают не только читатели и пользователи, но и бич мировой сети – спамеры. И зачастую – последних очень много, чем популярнее блог – тем больше спамеров он привлекает. Эти люди считают возможным оставлять на библиотечном блоге комментарии с нелицеприятной рекламой и ссылками на порносайты. Поэтому, исходя из соображений безопасности, лучше ввести «премодерацию» сообщений. Это означает, что комментарий, оставленный пользователем, появится на страничках блога только после того, как его одобрит библиотекарь. Конечно, этот аспект несколько затрудняет диалог между библиотекарем и читателем, но зато оберегает посетителей блога от мусора и спама.
Положительным качеством блогов является их неофициальность. Для «официоза» есть сайт, а формат блога предполагает более свободное общение. Еще один плюс – это возможность оперативно размещать новости и фотоотчеты. То есть если ведение сайта это в основном прерогатива веб-мастера, то вести блог вполне по силам и библиотекарю.
Что нужно знать и уметь библиотекарю-блоггеру? Во-первых, надо определиться с целевой аудиторией. Во-вторых, необходимо выбрать удачную платформу на которой поселится блог.
Из личного опыта . Для библиотечного блога я выбрала в качестве платформы сайт wordpress.com. Почему? Там уже имеются все инструменты для создания странички, есть набор тем и виджетов для оформления блога, к тому же этот сайт – бесплатный. Еще один положительный аспект – полное отсутствие рекламы. Лично меня раздражает необходимость выискивать крупицы нужной информации посреди рекламного океана. Все эти яркие баннеры и всплывающие окна – просто утомляют читателя. Именно по этой по этой причине я бы рекомендовала хорошо подумать, прежде чем создавать блог на сайте пестрящем рекламой. Особенно «напрягают» рекламные окна сопровождающиеся музыкой. Такие блоги читатель будет просто «захлопывать» как дверь.
Привлекательный дизайн – это уже половина успеха. На вордпрессе уже имеются готовые шаблоны, они называются «темы». Остается только выбрать заготовку, с помощью предпросмотра убедиться, что тема подходит и нажать кнопочку «активировать». Дальше можно спокойно заниматься украшательством: подобрать виджеты, придумать названия страничек, выбрать фон (просто огромная коллекция фонов на все случаи жизни подобрана на сайте www.lenagold.ru) и картинку для верхней шапки.
Web 2.0 (определение Тима О’Рейлли) — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Определение Тима О’Рейлли нуждается в уточнении. Говоря «становятся лучше», имеют в виду скорее «становятся полнее», то есть речь, как правило, идёт о наполнении информацией, однако вопросы её надёжности, достоверности, объективности не рассматриваются.
Актуальной задачей для библиотек стало продвижение своих услуг с помощью сервисов Web 2.0. Кроме того, сервисы Web 2.0 оказываются удобным инструментом для автоматизации работы библиотеки.
Одним из инструментов Web 2.0 являются блоги.
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом.
В русскоязычном сегменте Интернет, по версии «Яндекс. Блоги», находится около 18 млн. блогов. Из них к «библиотечным» блогам относятся только 159. Необходимо отметить, что еще 3 года назад их количество не превышало 10.
Что же такое библиотечный блог? Это не только набор ценной информации, но и возможность достучаться до сидящих в интернете читателей и повернуть их лицом к библиотеке. Для многих библиотекарей блоги стали объектом для самовыражения.
Библиотечные блоги можно разделить на 2 вида:
·Блоги библиотек. Все больше библиотек вместо новостной ленты на сайте библиотеки используют блоги.
·Блоги библиотечных специалистов. Блоги ведутся библиотекарями-энтузиастами или специалистами, профессиональная деятельность которых связана с библиотеками. В этих блогах обсуждаются новые тенденции в библиотечном деле, вопросы авторского права в деятельности библиотек, новости в мире информационных технологий, особенности использования электронных информационных ресурсов, обслуживание пользователей и многое другое.
Блог – удачный инструмент для организации, который помогает рассказать о своих услугах и стать ближе к потребителю, войти с ним в тесную взаимосвязь и привлечь его к совершенствованию качества предоставляемых услуг. При изучении возможностей управления знаниями в библиотечном деле именно социальные медиа дают возможность понять, насколько важно в современной реальности для библиотеки вовлекать пользователя в производство непосредственных библиотечных услуг, в совершенствование библиотечного продукта, в увеличение знания, принадлежащего библиотеке.
Но Интернет также представляет множество других возможностей для людей, работающих в библиотеке. И частный блог библиотекаря чаще всего направлен не столько на информирование «жителей» Сети о его личных достижениях, сколько является попыткой формализовать возникающие мысли, чтобы затем они преобразовались в новые идеи или проекты.
На самом деле в блогах нет ничего сложного. Это всего лишь персональный веб-сайт, содержимое которого отражается в порядке, обратном хронологическому. Новые посты оказываются наверху, а не внизу страницы, позволяя легко отслеживать изменения.
В большинстве случаев посетители блога могут идентифицировать автора и оставлять свои комментарии, которые будут доступны всем. Блоги свободно соединены друг с другом с помощью гиперссылок. Эти ссылки означают, что любой блогер, которому есть что сказать, является частью глобальной сети, именуемой блогосферой. Самый важный аспект блога в том, что он носит диалоговый характер. Телефоны, факсы, электронная почта, SMS и мгновенные сообщения – все это расширяет «поле общения», так же как и интернет-форумы, доски объявлений и чаты. Но ни одно из этих средств коммуникации не позволяло одному человеку общаться со многими, находящимися в разных местах, из любой точки, где у него есть компьютер и доступ в Интернет, до тех пор, пока не появился блог.
Сегодня библиотечная блогосфера выступает своеобразным «зеркалом жизни», отражающим как актуальные проблемы общества, так и мнение по этим проблемам мыслящей части библиотечного сообщества. Блоги стали полноправным источником контента. Благодаря развитию новой медиасреды изменяется информационная повестка дня, характер и способ реагирования аудиторий.
Современная ситуация такова, что библиотекам уже никуда не деться от интернет-экспансии.
Значение глобальной сети для библиотек сегодня уже не вызывает разногласий и споров, однако элементарные правила работы в Интернете с социальными медиа для многих так и остаются тайной за семью печатями. Интернет – виртуальный канал, но пользователь туда приходит реальный, со своими потребностями и желаниями.
Библиотеки оказались в совершенно новой
ситуации: пользователь говорит: «Беру помощь зала», и зал подсказывает решение,
не советуясь с самой библиотекой. Вот почему, больше на интуитивном уровне,
нежели осознанно, многие библиотеки активно стали использовать библиотечные
блоги в своей работе.
Таким образом, библиотечный блог для
современной библиотеки – это:
Площадка для пользователей (читателей), привлеченных из социальных сетей, большинство из которых лояльны именно к блогам, а не к официальным библиотечным сайтам;
Использование инструментов и методов коммуникации и продвижения в Интернете, которые некорректны для сайта библиотеки, но оптимально подходят под формат блога библиотеки;
Создание корпоративного ресурса с достаточным количеством тематического контента, оптимизированного под поисковые системы (который регулярно добавляется), что позволяет постоянно привлекать целевых посетителей и их внимание к библиотеке;
Построение связи с пользователем (читателем) через передачу ощущений личностного аспекта сотрудников и внутренней жизни библиотеки;
Донесение до аудитории позиции библиотеки в неофициальном виде. Блог – это одновременно и официальная и неофициальная позиция. Можно в различных ситуациях трактовать мнение библиотеки, как официальное или как неофициальное;
Тестирование новых идей.
И это еще не все. Внедрение комплексного использование библиотечного сайта, блога, социальных сетей и различных медиа позволит грамотно и эффективно позиционировать библиотеку в информационном пространстве.
Поскольку блоги представляют собой самый экономный канал коммуникации, можно выйти на тысячи, сотни тысяч людей, потратив несколько сотен рублей и немного личного времени.
Библиотеки уже используют блоги для достижения десятков различных целей. Наиболее очевидное применение - распространение библиотечных новостей, которые необходимо постоянно обновлять, желательно, тратя на это минимум времени и усилий. Программы для создания блогов делают эти обязанности достаточно простыми для любого пользователя. Но существуют и другие способы получения пользы от блогов.
Информация о библиотечных событиях. Создайте блог и постоянно помещайте в нем информацию о различных библиотечных событиях и программах. Постарайтесь вынести эту информацию за пределы сайта вашей библиотеки. Создайте rss-поток и сообщите о нем всем членам вашего сообщества (кафедрам, факультетам, отделам, другим библиотекам, коллегам, читателям), для того, чтобы они смогли добавить заголовки содержания на свои сайты или просматривать их с помощью ридера (программы для чтения rss-потоков).
Коммерческие компании стараются сделать так, чтобы каждый посетитель возвращался к ним на сайт снова и снова. Библиотеки могут делать то же самое. Дайте вашим читателям возможность подписаться на блог по e-mail, поместив на сайт специальную форму. Такая реализация маркетинга по запросу дает вам возможность регулярно посылать библиотечные новости непосредственно на почтовый ящик пользователя. Это также стимулирует пользователей возвращаться на сайт библиотеки.
Поддерживайте своих преданных
пользователей
.
Бесспорной популярностью среди читателей пользуются сообщения о
том, какие новые книги, фильмы или диски появились в фонде библиотеки.
Подумайте о создании в блоге разделов, посвященных различным жанрам: мистика,
ужасы, научная фантастика, любовные романы и т.д.
Расширяйте границы своего сообщества. Публикуйте обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий. Поощряйте комментарии и предложения. Дайте читателям пространство для обсуждения прочитанной книги и возможность рекомендовать интересные, понравившиеся им издания или критиковать не понравившиеся.
Поддерживайте свое сообщество. Библиотекари постоянно ищут новые возможности для оказания полезных услуг. Подумайте, можете ли вы предложить в блоге какую-то особенную услугу и таким образом привлечь к нему больше читателей? Например, создание новостного блога, посвященного местным выборам, в котором публикуются объявления о сайтах кандидатов, назначениях и встречах, может оказаться вполне уместным занятием для библиотеки, в чьи обязанности входит информирование граждан о различных политических событиях в своей местности. Или блог-афишу, с информацией о местных культурных событиях - выставках, концертах, спектаклях, кинопремьерах.
Устанавливайте новые связи. Может, вы хотите привлечь внимание учителей, чтобы продвигать библиотечные услуги и сделать так, чтобы школьные визиты приносили пользу как школам, так и библиотеке. Может стоит начать новостной блог специально для учителей? Вы можете заострить внимание на специальных сервисах для учителей, программах для школ, списках книг или интернет-ресурсах, и др. В блогах можно публиковать развернутые сообщения и даже тематические статьи.
Опишу некоторые бесплатные блог сервисы, на которых можно разместить свой блог.
Блог.ру – сейчас блог.ру закрыл все исходящие ссылки с блогов, размещенных на их блогсервисе, от индексации поисковыми системами. Это говорит о том, что перспективы для заработка на разного рода продаже ссылок здесь нет, поэтому сервис можно выбрать исключительно для тренировки
Narod.ru – бесплатный хостинг от Яндекса. Наверное, является самым популярным. Всем желающим создать блог предоставляется неограниченное пространство для личного дневника. Хостинг не поддерживает скрипты и PHP. В общем, бесплатных блогохостингов существует невероятно большое количество. Вы всегда сможете их найти, введя в поисковой строчке Яндекса или Google запрос «Бесплатный хостинг». Вам выдаст много результатов.
Ниже приведу список некоторых платных хостингов:
Majordomo.ru
– неплохой хостинг. Но
платный. Сервис постепенно набирает обороты и у него отличные перспективы.
Поддержка работает оперативно, реализовано множество функций. Кстати, данный
сервис входит в пятерку крупнейших в России хостинг-провайдеров. Всего у них на
данный момент четыре тарифа. Цена в месяц на сегодняшний день колеблется от 99
до 450 рублей в месяц.
Best-Hoster.ru – еще один неплохой платный хостинг. Всего у них 4 тарифа на выбор. Разница заключается лишь в размере предоставляемого дискового пространства.
С помощью блога гораздо легче продвигать в интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Для создания отличного библиотечного блога необходимо три ингредиента: вдохновение, мотивация и увлеченность. Вдохновение - это тот самый момент «АГА!», когда вы понимаете, что блог, как средство публикации, идеально подходит для реализации вашей маркетинговой идеи. Мотивация - это та энергия, которая помогает вам воплотить в жизнь хорошую идею и начать вести блог. Увлеченность - это то, что приходит после. Это тяжелая работа по поддержке и регулярному наполнению блога содержательными, яркими, жизненными сообщениями. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет аудитории, состоящей из читателей поколения Next, для которых получение информации и общение в сети стало неотъемлемой частью социальной жизни.
(блог Австрийской библиотеки в Екатеринбурге, создан в мае 2010 г.)