Наиболее важной особенностью метаданных является их упорядоченная структура. Информация точно отнесена к категории и имеет определенную форма / формат. Например, категорию Времени создания можно заполнить только с помощью формата записи даты и времени.
Благодаря структуированному виду, метаданные доступны для чтения не только человеком, но и компьютерами. Таким образом, могут быть обработаны машинным способом и использованы для различных целей: индексация , поиск , объединение или автоматическая обработка.
Каждый тип файла имеет свой стандарт для метаданных . В случае графических файлов, таких как фотографии с цифровой камеры или смартфона (форматы JPEG, TIFF и RAW), мы имеем дело с метаданными формата Exif (Exchangeable image file format), которые очень развиты, в сравнении метаданными других типов файлов.
В Exif можно хранить информацию на тему обстоятельств создания фотографии, месте съемки, типе и параметрах цифровой камеры, информации об авторских правах . Это также место для тэгов, описывающих тему изображения.
Если возникает необходимость детального описания содержания фотографии, Exif можно расширить набором метаданных в стандарте IPTC (International Press Telecommunications Council), в котором, кроме полей, связанных с темой фотографии, есть раздел для контактных данных фотографа. Это стандартное дополнение графических файлов, которые доступны через банки фотографий .
Базовый набор метаданных, который создается автоматически вместе с графическим файлом в цифровом фотоаппарата или сканере, можно прочитать с помощью окна Свойства файла и во всех последних версиях Windows.
Удобный инструмент для чтения метаданных дает браузер графических файлов IrfanView , при условии, что установлен плагин, включающий в себя библиотеку для декодирования Exif. Хотя там не хватает возможности редактирования Exif, IrfanView позволяет создать для фотографии описание в формате IPTC.
С метаданными прекрасно справляются также все программы для обработки цифровых фотографий. Для любительского применения, можно рекомендовать программу Google Picasa , который имеет панель, позволяющую проверить все данные фотографии.
К сожалению, возможности редактирования метаданных ограничена. Поэтому в случае более серьезных потребностей, стоит обратить внимание на Adobe Lightroom , который имеет очень сложные инструменты для просмотра и редактирования метаданных. Хотя программа стоит немалых денег, её можно бесплатно использовать в течение 30 дней. Подробнее о редактировании метаданных в Lightroom Вы узнаете ниже.
Отличный способ использования метаданных - поиск изображений на основе одного из полей Exif. Это можно сделать например в программе Google Picasa. Для этого предназначены специальные команды, которые вводят в поле поиска внутри приложения.
Например, для того, чтобы отобрать фотографии, сделанные при определенной чувствительности матрицы, введите команду ISO 200. Если ввести имя камеры, приложение выберет фотографии, сделанные этой моделью камеры.
Программа также распознает метки, добавленные фотографом. Кроме того, рядом с полем поиска имеется ползунок, который позволяет легко фильтровать результаты поиска на основе диапазона времени.
Интересной функцией Picasa является возможность сохранения такого запроса в виде альбома. Команду сохранения поиска в виде папки ищите в меню Инструменты → Экспериментальные → Сохранить результаты поиска . В этом же меню находится опция сохранения альбома фотографий, помеченных одним тегом. Аналогичный инструмент существует и в Adobe Lightroom, а также в Проводнике Windows.
В галереях стандартом является представление метаданных рядом с просматриваемой фотографией. Сайты активно используют данные из EXIF, например, для «привязки» фотографии к географической карте. Например, в галерее Google, в Google+ или Picasa Web Albums, рядом с фото появится карта с предварительным просмотром.
В Проводнике Windows можно читать и изменять содержимое метаданных файлов и графических файлов, а также использовать их для сортировки и автоматического упорядочивания изображений в папке по определенному критерию, например, типу камеры или чувствительности матрицы.
Шаг 1 . Система Windows отображает основные метаданные уже после выбора необходимого файла. Они появляются в строке состояния окна Проводника. Если Вы хотите, чтобы информации было больше, щелкните строку состояния правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Размер → Большой .
Шаг 2 . После этого на панели появятся все данные об изображении. В этом месте Вы можете также редактировать метаданные. Если вы нажмете «Добавить тег » Вы сможете назначить для фотографии ключевые слова, которые затем помогут найти фотографию с помощью поисковой системы проводника или системы поиска в диспетчере изображений Picasa. После внесения изменений нажмите на Сохранить .
Шаг 3 . Используя упомянутый инструмент, Вы можете изменить много фотографий за один раз. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Ctrl и выберите фотографии, щелкнув на их иконки мышью. Затем выберите поле, которое намерены изменить. Введите там свои данные. Кстати, проводник запоминает введенные метаданные, так что если Вы захотите описать еще одно фото, после ввода первой буквы появится подсказка.
Шаг 4 . Для полного просмотра метаданных данного файла, нажмите на него правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Свойства . Когда откроется окно, перейдите на вкладку Подробности . В этом месте вы найдете все поля Exif, которые можно изменять.
Шаг 5 . Метаданные файла изображения Вы можете использовать для автоматического упорядочивания изображений в папке. При открытии каталога с большим количеством фотографий, скачанных из камеры, щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте между файлами выберите в меню: Группировка → Подробнее .
Шаг 6 . Появится окно Выбор столбцов таблице . В нем Вы можете указать критерии сортировки файлов. При перемещении по списку вниз, Вы найдете в нем сведения, связанные с метаданными файлов и графических файлов, например, Скорость ISO . Установите галочку в это пункт и подтвердите, нажав ОК . Аналогичным образом можно добавить критерии: Фокусное расстояние , Время экспозиции или Модель камеры .
Шаг 7 . Теперь снова выберите в контекстном меню Группировка и выберите Скорость ISO . Фотографии в каталоге будут отсортированы по чувствительности матрицы, которая была использована для их выполнения. Это позволит легко найти, например, фотографии снятые ночью, которые требуют дополнительного шумоподавления в процессе обработки в графической программе.
Adobe Lightroom - это «рабочая лошадка» продвинутых любителей и профессиональных фотографов . Приложение предназначено для управления коллекциями из тысяч фотографий и имеет мощные инструменты для редактирования метаданных и автоматического отбора фотографий на их основе.
Шаг 1 . После запуска программы Adobe Lightroom Вы найдете в модуле Библиотека , где сгруппированы инструменты для редактирования метаданных. Lightroom позволяет изменять метаданные уже на этапе загрузки фотографий. Подключите камеру и нажмите кнопку Импорт . В окне, которое появится, с правой стороны будет панель Apply During Import . Там вы можете ввести теги, а также создать свой собственный набор метаданных, которые будут добавлены к загружаемым фотографиям.
Шаг 2 . После загрузки фотографий и возвращения в библиотеку, Вы сможете увидеть и ключевые слова, метаданные и загруженные файлы. Справа панель Ключевые слова показывает список недавно использованных ключевых слов, а также помогает создать Новое ключевое слово , то есть набор тегов для определенного типа изображений. Тэги добавляются для всех изображений, выбранных в окне «Библиотеки».
Шаг 3 . Ниже располагается панель Метаданные , которая содержит краткое изложение основных элементов имени файла с фотографией. Если нажать на раскрывающийся список Default , расположенный рядом с названием панели, Вы сможете выбрать подробный вид, например, EXIF & IPTC , который производит предварительное отображение параметров фотографий и поля для ввода информации о теме.
Шаг 4 . Если у Dас есть в библиотеке несколько изображений, вы можете использовать метаданные для их быстрой фильтрации. Для этого на панели Библиотеки , выше предварительного просмотра миниатюр, нажмите кнопку Метаданные . Появится панель с параметрами сортировки, которые вы можете изменить, нажав на название каждого столбца.
Шаг 5 . Для ограничения списка миниатюр для изображений, записанных тем же оборудованием, выберите параметр Камера и установите модель камеры, например, Canon EOS 40D . В столбце Объектив выберите интересующий вас модель объектива, в столбце Скорость ISO выберите чувствительность матрицы, в столбце Вспышка укажите, что фото сделано со вспышкой.
Шаг 6 . В Lightroom есть также встроенная система поиска метаданных. Нажмите на кнопку выше списка эскизов. Появится поиск. При помощи первого списка выберите категорию для поиска. При помощи следующего поля Contains words определите логическую структуру вопроса и введите его в поле с лупой.
Шаг 7 . В программе также имеются интересные инструменты, которые используют метаданные для автоматической цветокоррекции изображений на основе информации об оборудовании. Нажмите на Коррекции для перехода в модуль коррекции фотографий. Затем найдите и разверните панель Коррекция объектива и выберите Включить профиль коррекции . Lightroom определяет тип датчика, тип объектива и фокусное расстояние и на этой основе улучшить геометрию изображения.
Чтобы описать каждую точку цифрового изображения пиксель - picture element (элемент картинки, дословно) нужно задать несколько чисел. В случае растрового RGB 8 бит представления, каждый пиксель характеризуется тремя компьютерными 8 битными словами для каждого из каналов. В мегапиксельном изображении таких слов 3 миллиона. Поэтому графические файлы в растровом формате так велики. Записать попутно тысячу слов не составит труда и не потребуется никаких дополнительных затрат. Но эти «неграфические» слова - метаданные позволяют:
a) согласовать цвета и яркости воспринимаемые камерой или сканером с яркостью или цветами на дисплее компьютера,
б) знать съемочные настройки камеры для файла-изображения (избавится от бумажных блокнотов и диктофонов, хранящих памятные заметки),
в) подтвердить ваше авторское право,
г) найти нужное изображение в базе данных по ключевому слову или даже географической координате места съемки,
д) автоматически преобразовать файл в требуемый для вывода формат и корректно напечатать изображение в автоматическом режиме (в том числе без компьютера),
и еще много чего.DCF
Design Rule for Camera File System (описание в ) - индустриальный стандарт организации данных в устройствах получения, хранения, преобразования и вывода цифровых изображений. Принят в 1998 году (Japan Electronics Industry Development Association) для стандартизации процесса переноса данных между различными устройствами. Сейчас входит в (Japan Electronics and Information Technology Industries Association).
Правилам DCF подчиняется структура файлов на карте памяти цифрового аппарата. В привычном представлении это дерево папок с файлами и отдельными файлами. Изображения, обычно, хранятся во вложенных папках директории DCIM. В других хранятся видео и звуковые файлы, «системные» данные настроек камеры, шаблоны создания HTML галерей. Задания печати DPOF (папка MISC) позволяют принтеру прямой печати самостоятельно найти и выполнить задание печати.
Программное обеспечение, которым комплектуется камера, используя DCF информацию, автоматически копирует снимки с карты памяти на компьютер в базу данных, строит панорамы, открывает приложения для преобразования RAW файлов и выполняет многое другое, на что только хватило фантазии разработчиков.
Стандарт DCF включает так же и описание формата собственно графических файлов JPEG, TIFF, RAW. Графические файлы, в свою очередь, подчиняются правилам организаций и ассоциаций, утвердивших их. Стандарт EXIF входит в спецификацию DCF.
Структура данных на карте памяти камеры Epson L-500V
Для корректной работы различных устройств с мультимедийными файлами (звук, изображения) был принят стандарт универсальных заголовков файлов EXIF. EXIF - Exchangeble image format (версия 1.0 была опубликована в 1995 год). Формат предусматривает хранение в одном файле данных изображения или музыки, их уменьшенных копий (для JPEG рекомендуется 160×120), подраздела текстового описания данных.
Современная версия стандарта - Exif 2.2 (описание в ). Она включает так же технологию автоматического управления цветом и обработки изображения в соответствие с сюжетными съемочными настройками для вывода на печать или дисплей (версия 2.0 предполагала кодирование цвета в sRGB пространстве, в версии 2.2 цветовое пространство может быть любым).
Текстовая часть раздела Exif файла состоит из маркеров и тегов, описывающих определенный параметр (идентификатор и соответствующее ему имя параметра) и значение этого параметра (значение в определенном формате представления величины в виде ASCII кода, рационального, десятичного, шестнадцатеричного и т. д. числа). Набор тегов содержит более-менее стандартизованную и обязательную часть и разделы, «отданные» производителям техники и программного обеспечения для их специальных целей. Программное обеспечение, предназначенное для чтения EXIF данных, ставит в соответствие тегам их определения, а значениям - значения. При этом создатели не всегда придерживаются спецификации и потому случаются недоразумения. Так определение информационного поля может быть заменено соответствующим ему общепринятым эквивалентом, а значение не преобразовано в соответствующий формат. Или производитель камеры записывает в поле, соответствующее тегу, информацию в некорректном формате или вообще о другом параметре. Если это узкоспециализированная программа под определенную марку камер, то недоразумений обычно не бывает. Пользователь «обязан своей покупкой» подчиняться описанным в руководстве ПО правилам и, изучив свой аппарат и программу, будет понимать, о чем идет речь. Но если это универсальная программа, то путаница с неправильным наименованием тегов и форматированием, соответствующих им величин, случается не редко. Это неизбежная плата за универсальность. И еще за привычный язык, ведь по правилам EXIF языка, значения параметров всего лишь числа (например, дюйм - «1», см -«2»), а программа переводит их в понятные нам слова (что необязательно, например в виде чисел представлены некоторые параметры в Adobe Photoshop, Info раздел «Advanced EXIF»).
Рассмотрим информационную часть графического файла на примере цифрового снимка и программы чтения EXIF заголовков. Далее в таблице представлены основные теги формата EXIF на примере Canon EOS 300D и приложения В таблице так же приведены некоторые не отображаемые приложением теги, но о них полезно знать. Кроме ExifRead заголовки отображают и другие программы: , .
Тег | Описание | Пример JPEG Canon 300D по ExifRead |
Filename | имя файла | IMG_2614.JPG |
Application Marker | маркер, необходимый для корректного согласования пользовательских приложений с форматом записи служебной информации, маркер APP1 указывает на блок информации JPEG EXIF, APP0 - JFIF (JPEG File Interchange Format) стандарт, APP2 - FlashPix | JFIF_APP1: Exif |
Make | производитель камеры | Canon |
Model | модель камеры | Canon EOS 300D DIGITAL |
Orientation | ориентация камеры при съемке, положение угла кадра с координатой 0,0 | left-hand side |
XResolution | разрешение вывода (печати), точек на дюйм по Х координате | 180/1 |
YResolution | разрешение вывода (печати), точек на дюйм по У координате | 180/1 |
Resolution Unit | единица длины, на которую приведено разрешение вывода, «1» дюймы, «2» сантиметры | Inch |
DateTime | дата последнего изменения изображения | 2004:07:13 11:57:35 |
YCbCr Positioning | положение точки, определяющей цвет в ячейке YСbCr данных | Centered |
ExifOffset | сдвиг, положение Image file directory - блока изображения в файле | 196 |
Exposure Time | выдержка | 1/400 seconds |
FNumber | число диафрагмы | 11,0 |
ISO SpeedRatings | эквивалентная светочувствительности | 200 |
ExifVersion | версия формата Exif | 0221 |
DateTime Original | время съемки | 2004:07:13 11:57:35 |
DateTime Digitized | время создания цифрового файла | 2004:07:13 11:57:35 |
Components Configuration | формат представления данных в файле изображения | YCbCr |
Compressed BitsPerPixel | средняя степень компрессии JPEG | 3/1 (bits/pixel) |
Shutter SpeedValue | величина выдержки в представлении APEX | 1/400 seconds, корректный вид в APEX «8,6» (1/2 8,6) |
ApertureValue | величина апертуры в представлении APEX | F 11,0, корректный вид в APEX «7» (2 7/2) |
Exposure BiasValue | компенсация экспозиции в единицах EV (APEX) | EV0,0 |
Max ApertureValue | максимальная апертура объектива в представлении APEX | F 5,00, корректный вид в APEX «4,6» (2 (4,6)/2) |
Metering Mode | тип экспозамера,«0» не определено, «1» усредненный, «2» центрально-взвешенный, «3» точечный, «4» мультиточечный, «5» мультисегментный, «6» частичный, «255» другие. | Division |
Flash | вспышка | Not fired |
FocalLength | фокусное расстояние объектива на камере | 125,00(mm) |
UserComment | комментарии пользователя к файлу, если камера позволяет их задать | |
FlashPixVersion | совместимость с форматом представления данных FlashPix - стандарта International Imaging Industry Association - I3A | 0100 - совместимость с FlashPix format Ver.1.0 |
ColorSpace | цветовое пространство файла, DCF предполагает sRGB, которому соответствует значение маркера «1», иному пространству - «65535» (некалиброванное) | sRGB |
ExifImage Width | ширина изображения, пикселей | 2048 |
ExifImage Height | высота изображения, пикселей | 3072 |
Interoperability Offset | параметр, определяющий положение Image file directory - блока изображения в файле | 2366 |
FocalPlane XResolution | плотность сенсоров на матрице по Х координате | 2048000/595, или 3442 на дюйм, позволяет определить размер сенсора по Х - 25,4х2048/3442 = 15,11 мм или 25,4х595/1000 = 15,11 мм |
FocalPlane YResolution | плотность сенсоров на матрице по Y координате | 3072000/892, или 3443/дюйм размер сенсора 25,4х3072/3443 = 22,66 мм |
FocalPlane ResolutionUnit | единица измерения для плотности сенсоров, «1» не определено, «2» дюйм, «3» сантиметр | Meter, ошибка корректное значение Inch выдает приложение IrfanView |
Sensing Method | тип сенсора | One-chip color area sensor - одиночный сенсор с цветной матрицей фильтров |
FileSource | источник изображения | DSC - Digital still camera |
Custom Rendered | обработка изображения | Normal process |
Exposure Mode | режим экспоавтоматики | Auto |
Scene CaptureType | сюжетная программа | Standard |
Maker Note (Vendor) | раздел дополнительных параметров (параметры, приведенные далее), для разработчика, его положение | Canon Format: 1408Bytes (Offset:942) |
Macro mode | макрорежим при съемке | Off |
Self timer | таймер при съемке | Off |
Quality | JPEG сжатие | Fine |
Flash mode | режим вспышки | Off |
Sequence mode | режим смены кадров | Single-frame |
Focus mode | алгоритм фокусировки | One-Shot |
Image size | размер изображения | Large |
Easy shooting mode | программный режим | Manual |
Digital zoom | цифровой зум | |
Contrast | параметры обработки изображения, контраст | High , +1 |
Saturation | параметры обработки изображения, насыщенность | High , +1 |
Sharpness | параметры обработки изображения, резкость | High , +1 |
ISO Value | светочувствительность | 100 |
Metering mode | тип экспозамера | Evaluative |
Focus type | тип фокусировки | Unknown |
AF point selected | точка фокусировки | Unknown (8197) |
Exposure mode | экспозиционный режим | Aperture Priority |
Focal length | объектив на камере | 100-300 mm |
Flash activity | вспышка | Off |
Sequence number | кадр в серии снимков | 0 |
White Balance | замер баланса белого | Auto |
Flash bias | экспокоррекция вспышки в EV (APEX) | 0 EV |
Firmware Version | версия прошивки камеры | Firmware Version 1.1.1 |
Camera Serial Number (Irfan) Serial number (EXIF Reader) | серийный номер камеры | 1070439357 (Irfan) 3FCD-39869 (EXIF Reader) |
Image Number | номер снимка, снятого камерой, первые три цифры - номер папки, последние четыре - порядковый номер файла | 2262614 |
Owner Name | имя пользователя камеры, если персонифицирована | SergeySherbakov |
Color temp | цветовая температура | 5200K |
WhitePoint | определение точки белого изображения, если используется CIE стандарт D65 - величина «3127/10000,3290/10000» | |
Parameters | Параметры JPEG | Standard |
YCbCr Coefficients | для YCbCr представления коэффициенты преобразования в RGB format обычно «0.299/0.587/0.114» | |
Reference BlackWhite | определение точки черного/белого для YCbCr величины задают черную/белую точку для Y, Cb, Cr и каналов RGB | |
Copyright | копирайт | «Автор» для EXIF, заполнено в ACDSee |
Artist | автор | «Автор» заполнено в ACDSee |
ImageDescription | описание снимка | «EXIF теги Иллюстрация» заполнено в ACDSee |
Thumbnail Information Compression JPEGInterchangeFormat JPEGInterchangeFormatLength | информация об уменьшенной копии изображения в EXIF заголовке | OLDJPEG 2211 6492 |
Components Configuration | формат кодирования данных характеристик пикселя RGB «0x04,0x05,0x06,0x00», YCbCr «0x01,0x02,0x03,0x00» для справки: 0x01:Y, 0x02:Cb, 0x03:Cr, 0x04:Red, 0x05:Green, 0x06:Blue | |
Brightness Value | яркость сюжета в APEX, для вычисления Exposure (Ev) к BrigtnessValue (Bv) нужно добавить величину SensitivityValue (Sv) для справки: Ev=Bv+Sv Sv=log 2 (ISOSpeedRating / 3,125) ISO100:Sv=5, ISO200:Sv=6, ISO400:Sv=7 | |
Subject Distance | дистанция фокусировки, м | |
Light Source | источник света, установка баланса белого, «0» не задано, «1» daylight, «2» fluorescent, «3» tungsten, «10» flash, «17» standard A, «18» standard B, «19» standard C, «20» D55, «21» D65, «22» D75, «255» другие | |
Related SoundFile | имя аудио файла, прикрепленного к снимку | |
CFAPattern | геометрия фильтров на матрице (Color filter array-CFA) Например: | |
Photometric Interpretation | представление цвета: «1» монохромное изображение, «2» RGB, «6» YCbCr |
Можно сравнить EXIF данные для JPEG файла, полученные из программы Canon ZOOMBrowserEX и приложения ExifRead (поля тегов, которые в программе ExifRead отображаются как «Unknown» сокращены):
ExifRead | CanonZOOMBrowserEX |
Filename: IMG_2614.JPG JFIF_APP1: Exif Main Information Make: Canon Model: Canon EOS 300D DIGITAL Orientation: left-hand side XResolution: 180/1 YResolution: 180/1 ResolutionUnit: Inch DateTime: 2004:07:13 11:57:35 YCbCrPositioning: centered ExifInfoOffset: 196 Sub Information ExposureTime: 1/400Sec FNumber: F11,0 ISOSpeedRatings: 200 ExifVersion: 0221 DateTimeOriginal: 2004:07:13 11:57:35 DateTimeDigitized: 2004:07:13 11:57:35 ComponentConfiguration: YCbCr CompressedBitsPerPixel: 3/1 (bit/pixel) ShutterSpeedValue: 1/400Sec ApertureValue: F11,0 ExposureBiasValue: EV0,0 MaxApertureValue: F5,0 MeteringMode: Division Flash: Not fired FocalLength: 125,00(mm) MakerNote: Canon Format: 1408Bytes (Offset:942) UserComment: FlashPixVersion: 0100 ColorSpace: sRGB ExifImageWidth: 2048 ExifImageHeight: 3072 ExifInteroperabilityOffset: 2366 FocalPlaneXResolution: 2048000/595 FocalPlaneYResolution: 3072000/892 FocalPlaneResolutionUnit: Meter SensingMethod: OneChipColorArea sensor FileSource: DSC CustomRendered: Normal process ExposureMode: Auto WhiteBalance: Auto SceneCaptureType: Standard Vendor Original Information Self-timer: Off Quality: Fine FlashMode: Off Drive Mode: Single-frame Focus Mode: One-Shot ImageSize: Large Easy shooting mode: Manual Contrast: +1 Saturation: +1 Sharpness: +1 MeteringMode: Evaluative AF point selected: Unknown (8197) Focal length of lens: 100-300(mm) Flash Activity: Off Color Tone: Normal Unknown (0001)3,46: 005C ... FFFF Unknown (0002)3,4: 0,125,610,914 Unknown (0003)3,4: 100,0,0,0 White Balance: Auto Flash bias: 0 EV Unknown (0004)3,33: 0042 ... 0000 Unknown (0093)3,9: 18,0,0...,65535 Image type: IMG:EOS300DDIGITALJPEG Firmware version: FirmwareVersion1.1.1 Serial number: 3FCD-39869 Unknown (0015)4,1: -1879048192 Image Number: 2262614 Owner name: SergeySherbakov Unknown (0010)4,1: -2147483280 Unknown (000E)4,1: 2620984 Unknown (000D)1,512:0,...,0.0.0.0.0.0 Unknown (0000)3,18: 0,...0,0,0,0,0,0,0 Unknown (00C0)3,13: 001A ... CC 0190 Unknown (00C1)3,13: 001A ... C6 016C Unknown (00AA)3,5: 10,529...,1026,698 Unknown (00A8)3,10: 20,429...,0,0,0,0,0 Unknown (00A9)3,41: 82,...,129,127 Color temp: 5200K Parameters: Standard Unknown (0012)3,24: 7,7,...,65535 Unknown (0013)3,4: 0,159,7,112 Unknown (0000)3,5: 0,0,0,0,0 Unknown (00B6)4,12: 24,...,262146 ExifR98 ExifR: R98 Version: 0100 Unknown (4097) : 2048 Unknown (4098) : 3072 Thumbnail Information Compression: OLDJPEG XResolution: 180/1 YResolution: 180/1 ResolutionUnit: Inch JPEGInterchangeFormat: 2548 JPEGInterchangeFormatLength: 6492 | File Name IMG_2614.JPG Camera Model Name Canon EOS 300D DIGITAL Shooting Date/Time 13.07.2004 11:57:35 Shooting Mode Aperture-Priority AE Tv(Shutter Speed) 1/400 Av(Aperture Value) 11 Metering Mode Evaluative Exposure Compensation 0 ISO Speed 200 Lens 100.0 - 300.0mm Focal Length 125.0mm Image Size 2048x3072 Image Quality Fine Flash Off White Balance Auto AF Mode One-Shot AF Parameters Contrast +1 Sharpness +1 Color saturation +1 Color tone Normal Color Space sRGB File Size 2240KB Drive Mode Single-frame shooting Owner"s Name Sergey Sherbakov Camera Body No. 1070439357 |
EXIF данные для RAW (Canon EOS 300D) файла, полученные из программы ExifRead и приложения Canon ZOOMBrowserEX:
ExifRead | CanonZOOMBrowserEX |
Filename: CRW_5185.CRW Canon CRW Header CCDRAW Image: 4910386Bytes(offset:26) JPEG Image: 534464Bytes(offset:4910412) Unknown(1803) : 1,0 ImageSpec: 3072Ѓ~2048 ExpouserMode: Single Unknown(1804) : 0,1256 Unknown(1817) : 24817,6724 CapturedTime: 2004:10:16 10:17:02 ImageFileName: CRW_5185.CRW ThumbnailFileName: CRW_5185.THM Unknown(0805) : Unknown(1814) : 0,3724 Unknown(0805) : EOS 300D DIGITAL CMOS RAW ImageType: CRW:EOS 300D DIGITAL CMOS RAW OwnerName: Sergey Sherbakov ModelName: Canon EOS 300D DIGITAL Unknown(180B) : 39869,9577 ISOSensivity: 100 ROMOperationMode: USA FirmwareVersion: Firmware Version 1.1.1 ISOSensivity: 100 LensFocalLength: 18.0(mm) White Balance: Daylight Sequence number(Continuous mode) : 0 Flash bias: 0 EV Unknown(102A) : 66,0,...,0,0,0,0 Unknown(1093) : 18,0,......,5535 Self-timer: Off Quality: RAW FlashMode: Off Drive Mode: Single-frame Focus Mode: MF ImageSize: Large Easy shooting mode: Manual Contrast: Normal Saturation: Normal Sharpness: Normal MeteringMode: Evaluative ExposureProgram: Aperture Priority Focal length of lens: 18-55(mm) Flash Activity: Off Color Tone: Normal Unknown(102D) : 92,0,...,65535,65535 Unknown(0036) : 0E82 Unknown(1834) : 368,2833 CCDImageSize: 3152Ѓ~2068 Unknown(1835) : 1,0,514,4000 Unknown(1038) : 7,7,3072,...,0,65535 Unknown(10C0) : 26,336,....,460,400 Unknown(10C1) : 26,305,....,454,364 Unknown(10C2) : 884,....,78,151,28 Unknown(10AA) : 10,877,...,588 Unknown(10A8) : 20,3871,...,5200 Unknown(10AD) : 62,...,65099,65325 Unknown(10AE) : 5200 Unknown(10AF) : 1024 Unknown(10A9) : 82,1398,...,124,126 Unknown(10B4) : 2 Unknown(10B5) : 10,3,1,2048,1360 Unknown(1039) : 0,159,7,112 Unknown(183B) : 0 | File Name CRW_5185.CRW Camera Model Name Canon EOS 300D DIGITAL Shooting Date/Time 16.10.2004 10:17:02 Shooting Mode Aperture-Priority AE Tv(Shutter Speed) 1/30 Av(Aperture Value) 3.5 Metering Mode Evaluative Exposure Compensation 0 ISO Speed 100 Lens 18.0 - 55.0mm Focal Length 18.0mm Image Size 3072x2048 Image Quality RAW Flash Off White Balance Daylight AF Mode Manual Focus Parameters Contrast Normal Sharpness Normal Color saturation Normal Color tone Normal Color Space Adobe RGB File Size 5323KB Drive Mode Single-frame shooting Owner"s Name Sergey Sherbakov Camera Body No. 1070439357 |
Примечания.
1. Некоторые поля данных для тегов «Unknown» в таблицах сокращены.
2. Теги «ShutterSpeedValue», «ApertureValue» и некоторые другие (с идентификатором Value) в соответствии со стандартом EXIF записываются не в привычных фотографических величинах, а в APEX представлении. Иногда приложения для просмотра EXIF данных преобразуют APEX формат к привычному виду, иногда нет.
Что представляет собой формат APEX? APEX (The Additive System for Photographic Exposure) удобная форма записи и, главное, выражения соотношений экспозиционных условий. Удобная потому, что оперирует с логарифмическими величинами с основанием 2. В них удвоение экспозиции соответствует увеличению ее на один шаг, то есть на привычную ступень выдержки или диафрагмы. Чтобы подсчитать экспозицию в формате APEX достаточно воспользоваться простой формулой: AV + TV = LV + SV= EV. Где AV и TV соответственно APEX величина диафрагмы и выдержки, LV яркости, SV светочувствительности. При этом в APEX за нулевые значения величины AV = 0 принята диафрагма f/1,0, выдержки TV = 0 - 1 c, яркости LV=0 - 3,4 кандел/м*м, светочувствительности SV = 0 - 3,125 (в ISO).
Чтобы отличать фотографические термины «диафрагма», «выдержка» от величин в APEX принято все величины, выраженные в APEX формате сопровождать словом «величина» - как «Aperture value», а при сокращении добавлять букву «V» - как Av.
Интересно, что сейчас в камерах Canon с режимами приоритета выдержки и диафрагмы Tv и Av ряд значений на органах управления записан в привычных обратных секундах и диафрагменных числах. Объясняется это тем, что на камерах Canon «значки» Tv и Av появились, когда APEX формат был практически важен для вычисления экспозиции и популярен. И в качестве значений этих величин использовались величины APEX. Затем с развитием автоматики и унификации экспонометрических устройств практическая важность формата APEX для фотографа стала минимальной и от него отказались, вернувшись к привычным диафрагменным числам и секундам. А маркировка режимов у Canon осталась прежней ().
Как отображается информация в программе для просмотра съемочных параметров, зависит от разработчика. Формально тегу «Aperture value» соответствует величина в единицах APEX без всяких суффиксов и префиксов. Но, к примеру, в Canon ZOOM Browzer EX тег «Aperture value» отображается в формате диафрагменного числа, но без префикса «f/» (для ясности следовало бы писать именно так, то есть «f/»), а Tv, которое, тем не менее, расшифровывается как «Shutter Speed», как доля секунды без «c», то есть верно, если знать об истории появления значков Av/Tv на Canon. В ACDSee версии 5 «Aperture value» корректно отображается в единицах APEX, а в версии 7 в привычном формате «f/число». Определить, что скрывается за «Aperture value» в вашей программе, можно посмотрев на значение другого тега EXIF «F-number». Если числовые значения совпадают, то «Aperture value» отображается в диафрагменных числах, если нет - в APEX единицах. Тогда проверьте соответствие по формуле Aperture value = 2 х Log 2 F-number. (Легко заметить, что при f/4 - APEX - так же 4, но это единственное исключение).
3. Стандарты DCF и EXIF постоянно «расширяются» и к ним добавляются новые спецификации и, соответственно, теги. Кроме того, производители техники и ПО иногда вводят новые спецификации метаданных. Такие спецификации могут интегрироваться в EXIF, но могут быть и совершенно независимыми. Так в полях EXIF данных есть маркеры, указывающие на совместимость с форматами представления данных FlashPix (стандарта International Imaging Industry Association - I3A), маркеры описывающие расширение ExifR98, GPS данные и другие. С выходом EXIF PRINT, для автоматической обработки изображения в соответствие с сюжетной программой съемки к EXIF добавлены теги, описывающие «сюжетные» настройки цифровой камеры: вспышка, экспорежим, баланс белого, выдержка, дистанция до объекта, источник света, сюжетная программа, цифровой зум, постобработка, контраст, насыщенность, повышение резкости, шумоподавление. Альтернативная технология согласования печати и обработки PIM ( - EPSON, 2001 год) так же добавляет к метаданным 12 (PIM I) или 14 (PIM II) «сюжетных» пунктов.
Метаданные, редактируемые в ACDSee
Среди стандартных тегов EXIF есть предназначенные для систематизации хранения снимков на компьютере. Это: владелец камеры, имя пользователя, авторские права, описание и другие. Если их нельзя заполнить непосредственно при съемке, то нужно использовать либо «фирменное» ПО от камеры либо универсальные программы. К числу таких программ относятся, например, Adobe Photoshop и ACDSee. С их помощью можно изменить значения перечисленных тегов. Но нужно быть внимательным, не все «поля», которые можно заполнить в таких программах сохраняются как метаданные файла. Программа может хранить данные в своей базе данных и не записывать их в файл изображения. Так Adobe Photoshop помимо стандартных (перечисленных выше) полей описания файла, позволяет заполнить многие другие, а для RAW файлов записать даже «скорректированные» настройки камеры. Но хранится вся эта дополнительная информация либо в единой базе данных Photoshop на вашем компьютере, либо в виде переносимого вместе с основным файлом файла метаданных «*.XMP» (а сам RAW файл, по определению, не подвергается изменениям).
Те, кто занимается фотографией, наверняка знают об Exif данных, хранящихся в каждом графическом файле. Как правило, они содержат информацию о дате создания фотоснимка, об устройстве, которым была сделана фотография, и много другой информации. Нередко бывает так, что именно Exif данные графического файла позволяют узнать больше информации о его создателе. Сегодня мы рассмотрим небольшую бесплатную утилиту, позволяющую не только просматривать и редактировать Exif данные и EXIF GPS, но и экспортировать и импортировать их в XML файлы.
Наверняка многим пользователям будет недостаточно количества редактируемых тегов Exif данных в Exif Farm Free. На этот случай разработчики предусмотрели возможность экспорта Exif данных, которые не редактируются непосредственно в программе, в CSV- или XML-файл. Для этого также, как было описано в начале статьи, открываем в Проводник меню для файла, и выбираем пункт Export Exif/Iptc Info . Файл будет сохранён в той же папке, где хранится изображение.
Затем редактируем XML-файл с Exif-данными фотографии в любом текстовом редакторе или специализированных утилитах. После чего остаётся только стереть Exif данные в графическом файле (Clear Exif/Iptc/Xmp Info ) и импортировать их из отредактированного CSV- или XML-файла (Import Exif/Iptc Info ).
Характеристики:
Язык интерфейса:
английский
ОС:
Windows XP, Vista, 7
Размер файла:
5,3 Мб
Лицензия:
бесплатная, есть платная версия для групповой обработки файлов
Здравствуйте уважаемые читатели блога www.сайт. Подходит к концу время летних отпусков. Народ массово возвращается восвояси из разных замечательных мест. Многие с большим количеством сделанных во время путешествия или отдыха фотографий.
Погода этой осенью, по крайней мере в Москве, стоит просто ужасная. А значит, самое время заняться обработкой привезенных снимков.
Сегодня мы поговорим о редактировании EXIF данных фотографий, главным образом о том, как изменить записанное в EXIF фото время съемки .
Наверняка уже не для кого не секрет, что любая современная цифровая камера, будь то отдельный фотоаппарат, или фотокамера в телефоне или другом электронном устройстве, записывает в файл с изображением информацию о снимке — данные в формате EXIF (Exchangeable Image File ).
В первую очередь к ним относятся: модель фотоаппарата, которым был сделан снимок, значения выдержки, диафрагмы, фокусное расстояние, светочувствительность ISO, дата и время съемки .
Это далеко не все. В зависимости от модели фотоаппарата в EXIF может быть прописано большое количество других параметров, таких как: разрешение, тип объектива, использование вспышки и многие другие, включая даже серийный номер аппарата.
Сегодня нас будут интересовать данные о времени съемки , записанные в EXIF . Вскоре будет понятно почему.
Скажите честно. Вы всегда до начала съемок проверяете время, выставленное в вашем фотоаппарате или видеокамере? Думаю, что не ошибусь, если предположу такой вариант ответа из лексикона Виктора Акашина: “Скорее нет, чем да”. Опять же можно еще сказать, что счастливые часов не наблюдают.
Так ли уж это страшно, если часы в вашем фотоаппарате уйдут в любую сторону на несколько минут? Да нет, конечно. Если речь не идет о точном временном протоколировании некого события, то и бог с ним.
Проблема начинается тогда, когда нужно объединить в один альбом репортажные, то есть выстроенные в хронологическом порядке, фотографии, сделанные разными фотоаппаратами. Вот тут ошибка времени +-3…5 минут может стать крайне неприятной.
Впервые я столкнулся с такой проблемой, когда мы с женой начали снимать в совместных путешествиях параллельно на два фотоаппарата. Я, скажем, при проходе или проезде улицы – левую сторону, она – правую. Или наоборот. Снимаем много — все, что понравилось. А то ведь, что не сфотографировал, то через некоторое время и забыл.
Когда по возвращении домой я взялся обрабатывать снимки, то выяснилось, что в предотъездной суете совершенно забыл проверить какое время показывают и, следовательно, записывают в EXIF данные фотографий , наши фотокамеры. На одной было что-то типа +3 минуты, на другой –4. Суммарные 7 минут оказались настоящим кошмаром.
Апофеозом той серии фотографий, после которого стало понятно, что дальше “так жить нельзя”, явился фуникулер в Бергамо. По версии одного фотоаппарата получалось, что мы уже благополучно поднялись наверх, попутно созерцая через окно головокружительные местные красоты, по версии другого, что еще только собираемся.
Нужно было найти способ отредактировать время, записанное в EXIF фотографий , причем в пакетном режиме . В принципе, изменить в EXIF отметку времени для каждой фотографии по отдельности можно в Picasa , но уж больно это муторно и долго получилось бы для нескольких сотен снимков.
Ожидания найти готовую программу, которая позволила бы осуществить нужное групповое редактирование снимков, были близки к нулю. Каково же было мое удивление, я бы даже сказал, восхищение, когда такая программа для редактирования EXIF нашлась. Она называется .
Так как время от времени создаются ее новые релизы, то программу лучше скачать с сайта разработчика . На момент написания этой статьи актуальной была версия 3.0.1.2.
Программа позволяет:
Предлагается в двух вариантах: Standard (бесплатный) и Pro ($14,95). Платная версия Pro ориентирована на профессиональное использование и отличается от Standard поддержкой помимо JPG большого количества форматов файлов изображений, таких как: RAW , CR2 , NEF и т.д. Полный перечень поддерживаемых Pro-версией форматов представлен на сайте программы.
Помимо поддержки большого количества графических форматов, платная версия позволяет добавлять в EXIF различную информацию и фильтровать фотографии по модели камеры.
Не смотря на то, что в одном из фотоаппаратов я изначально сохраняю снимки в формате NEF (Nikon), окончательная обработка и формирование альбомов делается в замечательном менеджере фотографий в JPG . По этой причине бесплатной версии программы оказалось более чем достаточно.
Так выглядит основное окно программы:
Интерфейс программы доступен на нескольких языках. Как мы видим из представленного скриншота, русский язык также поддерживается, что приятно.
Для того, чтобы изменить (сдвинуть) время, записанное в EXIF фотографий, размещенных в некоторой папке, нужно указать эту исходную и выбрать конечную папки и на первой вкладке “Разница во времени ” задать нужное в ту или иную сторону смещение выбрав строку “Настроить время ”.
В этой же строке справа есть калькулятор для расчета разницы времени по двум его заданным значениям.
Обратите внимание, что исходные фотографии модифицироваться не будут – их копии с измененными значениями EXIF данных будут созданы в выбранной конечной папке (и это правильно).
На примере у всех фотографий, представленных в исходной папке, время съемки увеличится на 5 минут. Вот так все просто.
Сложнее может оказаться само определение значения сдвига. Можно предложить такие варианты решения задачи:
Если нужно синхронизировать снимки с нескольких камер, то коррекцию, соответственно, необходимо выполнить для фотографий, сделанных каждой из них.
На сериях фотографий, сделанных разными камерами, необходимо выбрать по одному ключевому снимку. Под ключевыми в данном случае подразумеваются фотографии, которые были сделаны разными фотоаппаратами, но примерно в одно и тоже время. Далее сравниваем отметки времени выбранных фотографий и решаем простейшую арифметическую задачу на вычитание.
В качестве “базовой” камеры в данном случае имеет смысл принять ту, часы которой показывают время наиболее близкое к действительному.
Именно таким способом не так давно я успешно скомпоновал одного юбилейного события. Фотографии были сделаны несколькими разными аппаратами с различных точек и без предварительного редактирования значений отметок времени съемки выстроить их в единый ряд не представлялось возможным.
Для того, чтобы посмотреть дату и время съемки фотографии (не путать с датой и временем создания файла), достаточно открыть свойства файла в файловом менеджере Windows Explorer и открыть вкладку “Подробно ”:
Кроме того, данные EXIF показывают практически все менеджеры фотографий, например, Picasa .
По сути дела это все, что непосредственно касалось решения поставленной задачи. Дальше можно копировать фотографии с отредактированными EXIF данными отметок времени съемки, сделанные разными камерами, в одну папку и смотреть, что получилось. Если в расчеты разницы времени вкралась ошибка, просто повторяем операцию с другим значением сдвига.
В заключении еще несколько слов по поводу программы. В варианте Standard в программе доступны почти все действия на первых двух вкладках.
На первой вкладке “Разница во времени ”, которую мы частично уже разобрали, помимо временного сдвига в строке “Установить дату и время ” можно задать для записи в EXIF фотографии абсолютное значение даты и времени:
Правая кнопка в данной строке позволяет скопировать дату и время из EXIF произвольно выбранной фотографии.
В версии Pro дополнительно можно задать интервал последовательного увеличения времени для всех фотографий. В бесплатном варианте программы при выборе этой опции в EXIF всех фотографий будут прописаны одинаковые дата и время съемки.
Если это нежелательно, то можно выбирать нужные фотографии переключившись в “Выбрать изображения ” в верхней правой части экрана.
Переключатель “Без настроек даты ” используется в том случае, когда дату и время съемки изменять не нужно, но предполагается выполнить другие операции, предусмотренные в программе. Настройка этих операций осуществляется на следующих вкладках:
На вкладке “Опции ” можно задать подпись изображения и переименование файлов с использованием значений даты и времени. Шаблон, по которому будут переименованы файлы, можно задать в соответствии со своими предпочтениями.
На этом возможности бесплатной версии программы заканчиваются.
Тем, кому нужны функции, представленные на вкладках “Дополнительно Прога очень помогла! Еще раз спасибо за инфу!
Большое спасибо за Ваш отзыв. Очень приятно, что помог своей публикацией найти нужную программу и что у вас все получилось.
Все круто, спасибо огромное!
ps: С оной порцией фотографий случился вот какой момент: программа выдает ошибку почти по всем файлам: «can’t read sublFD» и не хочет менять дату файла со смещением на сутки вперед. Не знаю как быть.
Остальные порции фотографий от других фотографов идеально переименованы и даты скорректированы как положено.
Дата публикации: 24.03.2017
Начинающие фотографы часто интересуются, как посмотреть параметры конкретного снимка и узнать, какие камера и объектив были использованы при его съёмке. Эти и другие данные хранятся в EXIF (Exchangeable Image File Format). Он представляет собой часть JPEG или RAW-файла. Именно в него «зашиты» дополнительные данные (метаданные). EXIF позволяет сохранять много полезного: от параметров съёмки до сведений о том, в какой программе и как был отредактирован кадр.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.
Параметры, которые вы видите под каждым фото на сайте сайт, подгружаются автоматически из EXIF. Так, данные этого снимка сообщают, что он сделан на фотоаппарат Nikon D810) с универсальным объективом Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Кстати, последний отлично подходит для портретных съёмок.
Сегодня многие программы для просмотра и редактирования фото могут показывать EXIF: Adobe Lightroom, Adobe Photoshop, Adobe Bridge. «Родной» для камер Nikon конвертер Capture NX-D отображает съёмочные параметры очень подробно.
EXIF в Adobe Lightroom
EXIF можно увидеть и открыв свойства файла: заходим в «Проводник», щёлкаем правой кнопкой по нужному фото, в открывшемся контекстном меню выбираем «Свойства», а в появившемся окне - вкладку «Подробно».
Есть сайты, позволяющие загрузить изображение и увидеть его метаданные в развёрнутом виде онлайн. Примеры таких сервисов: http://exif.regex.info/exif.cgi ; http://metapicz.com/ . С их помощью можно найти информацию обо всех параметрах съёмки, вплоть до того, на какую дистанцию был сфокусирован объектив.
Существует расширение для браузера Google Chrome, позволяющее просмотреть EXIF любой картинки на открытой вами веб-странице.
Через EXIF вы можете узнать, сколько снимков было сделано на камеру. К примеру, это полезно при покупке б/у фототехники. Приём работает с камерами Nikon. Камеры других производителей не всегда прописывают в EXIF этот параметр, и его приходится извлекать, прибегая к дополнительным ухищрениям .
Чтобы получить полные данные EXIF, лучше не редактировать кадр на ПК. Загрузим выбранный снимок на сайт http://exif.regex.info/exif.cgi и найдём графу Shutter Count. Здесь мы увидим «пробег» фотоаппарата.
По тому же принципу работает и более простой в использовании сервис https://www.camerashuttercount.com/ .
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/30 с, 24.0 мм экв.
При создании HDR-изображений в Adobe Lightroom файлу с итоговой картинкой присваиваются некоторые параметры выдержки и диафрагмы, хотя понятно, что для склейки HDR было использовано как минимум два кадра с разными параметрами. Как правило, присваивается наиболее короткая выдержка.
EXIF легко поддаётся редактированию. Существуют даже онлайн-сервисы для изменения съёмочных параметров. Поэтому данные EXIF могут выступать справочной, но не абсолютно объективной информацией.
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/6 с, 18.0 мм экв.
Некоторые редакторы обрезают EXIF безвозвратно (этим грешат многие мобильные приложения). Однако в серьёзных программах для постобработки можно самому выбрать, сохранять EXIF или нет. Например, в Adobe Photoshop при сохранении фото через команду Save As остаются все данные, а при сохранении через инструмент Save For Web некоторые метаданные удаляются. Чтобы этого избежать, найдите в окне Save For Web пункт Metadata и выберите, какие сведения стоит сохранить. Я обычно оставляю все метаданные.
В Adobe Lightroom похожая ситуация. При настройках экспорта фотографий обратите внимание на пункт Metadata.