Как звучит сигнал сос азбука морзе. Всё самое интересное в одном журнале. Комментарий от varenne

21.11.2021

Считается, что известный позывной SOS, означающий, что корабль терпит бедствие, является аббревиатурой английской фразы Save Our Souls , то есть "Спасите наши души". На самом деле это не что иное, как миф. На самом деле сигнал SOS (если по азбуке Морзе, то это "три точки — три тире — три точки") вообще не является аббревиатурой какой-то фразы.

Расшифровка SOS как Save Our Souls является самой распространенной, но, тем не менее, не единственной. Иногда данный сигнал считают аббревиатурой фраз Save Our Ship (то есть "спасите наш корабль"), или Swim Or Sink (то есть "плыть или тонуть"), или даже Stop Other Signals (на мой взгляд, самая экстравагантная расшифровка: "прекратите другие сигналы"). Однако ничего подобного SOS, тем не менее, не означает.

Если мы вспомним азбуку Морзе, то SOS — это ни что иное, как сочетание трех точек (S), трех тире (O) и опять трех точек (S). Это говорит о том, что данный сигнал, как и многие другие, появился еще в эпоху связи через беспроволочный телеграф — ведь именно тогда и началось использование морзянки. Тот, кто знаком с этой системой коммуникаций, сразу скажет, что подобное сочетание можно набрать очень быстро. Возможно, именно поэтому слово SOS так полюбилось корабельным радистам.

Впрочем, сигналом бедствия это сочетание букв стало далеко не сразу. Вообще, первый такой сигнал появился в 1903 году. Тогда, на Берлинской международной конференции радиотелеграфистов было подписано соглашение о том, что "станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море". И в качестве такового было предложено сочетание CQD — тире, точка, тире, точка, два тире, точка, два тире, две точки.

Следует заметить, что такое сочетание появилось неслучайно — оно представляло собой комбинацию сигнала общего вызова всех телеграфных станций CQ, к которому присоединили букву D, ибо с нее начинается английское слово danger (то есть "опасность"). В данном случае смысл сигнала был таким: "Всем телеграфным станциям сообщаю об опасности". Однако, как это несложно заметить, быстро набрать такой сигнал весьма затруднительно даже для опытного радиста. Тем более, если он находится на судне, терпящим бедствие.

Кстати, международным сигналом CQD так и не стал — его применяли лишь суда, использующие радиоаппараты фирмы Marconi Co. То есть корабли, оборудованные другими аппаратами, этот сигнал не транслировали. И, соответственно, не понимали, что он значит. Да и далеко не каждая береговая станция могла правильно его идентифицировать.

В итоге вопросы выработки международного сигнала бедствия стали предметом дискуссий на второй Международной радиотелеграфной конференции в Берлине в 1906 году. В ее работе приняли участие представители 29-ти стран, в том числе Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. Сначала представители фирмы Marconi Co. настаивали на утверждении в качестве такового уже используемого ими CQD, но делегаты из США резко возразили против этого — по их данным, такой сигнал часто путали с с общим вызовом CQ. К тому же выяснилось, что эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах, что вносило еще большую неразбериху.

После делегаты из Германии предложили сочетание сигнал SOE (три точки, три тире, точка), однако и он многим не понравился — возникли опасения, что буква Е в конце может затеряться и не быть идентифицированной при дальнем приеме или перегруженном эфире. Отвергли также и предложение англичан сделать сигналом бедствие сочетание NC, означающее во флажковой международной сигнализации "Терплю бедствие, нужна немедленная помощь" - его было бы сложно быстро набрать.

В итоге немецкие телеграфисты решили заменить в сочетании SOE одну букву. Так и родился знаменитый сигнал SOS, который понравился всем, поскольку данное сочетание было просто набрать, да и к тому же оно ясно идентифицировалось и при самой максимальной загрузке эфира. В результате этот сигнал был принят в качестве позывного судна, терпящего бедствие, что произошло 3 ноября 1906 года.

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.


Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) - может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк - передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция - в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы - факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения - дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты - помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули - при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер - тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

"Павлиньи Перья" - маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску - с одной стороны синюю, с другой - жёлтую.

Средства подачи световых сигналов - свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце - световой "зайчик" от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

Дым.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр "хатка", который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами - они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья - иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой "зайчик" при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.


Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, - они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов - ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Значение сигнала.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы - иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с "восьмёркой" на конце вправо, а тире - отмашкой с "восьмёркой" на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Красная ракета

        Звуковой сигнал - три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

        Световой сигнал - как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Красная ракета

        Звуковой сигнал - шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

        Световой сигнал - шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

        Белая ракета.

        Звуковой сигнал - три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

        Световой сигнал - три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Зелёная ракета

        Звуковой сигнал - длинная серия точек.

        Световой сигнал - длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы.

Ежегодно во всем мире регистрируются миллионы случаев пропажи людей без вести. Из этой громадной цифры десятки тысяч приходятся на постсоветское пространство. Несчастные случаи, торговля людьми, черная трансплантология и насилие, сопряженное с убийствами, к сожалению, неискоренимы. Как послать сигнал бедствия в случае чрезвычайной ситуации? Воспользуйтесь Kitestring. Бесплатный веб-сервис позволяет уведомить ваших близких о наличии потенциальной угрозы с помощью автоматически отправляемого SMS.

Общий принцип работы

Для начала работы с Kitestring вам необходимо ввести свое имя и номер мобильного на главной странице сервиса. Хочу отметить, что американский сервис предоставляет услуги по всему миру (207 стран). Белорусский телефон был подхвачен моментально. Не забудьте о международном формате написания номера.

На указанный номер будет отправлено сообщение с шестизначным номером. Теперь вы можете пользоваться услугами Kitestring.

Первым делом необходимо указать контактное лицо, которому будет выслано экстренное сообщение в случае необходимости. Все просто, те же самые имя и номер телефона.

Далее необходимо создать текст экстренного сообщения. Конечно, можно воспользоваться предоставленным шаблоном, но он написан на английском языке и не отражает всех нюансов ситуации. Отправляясь на прогулку с незнакомцем или выходя на улицу в темное время суток, постарайтесь максимально точно идентифицировать вашего спутника или маршрут движения. Например, не поленитесь ввести ссылку на социальную сеть, номер телефона и предполагаемые промежуточные точки передвижений. Рекомендую не трогать кириллицу и писать транслитом, так будет надежней. При этом не стоит забывать об ограничениях СМС на количество символов.

Готово? Задаем дату и время выхода из дома и длительность путешествия, свидания, прогулки.

Если вы не уложитесь в указанное время и не сможете зачекиниться на сайте (подтвердить свое возвращение за родимый стул перед компьютером), на телефон доверенного лица будет выслано экстренное сообщение.

Дополнительные возможности

Управление Kitestring можно производить не только через веб-сайт, но и посредством отправки сообщений. Номер контактна вы получили при регистрации. Единственный нюанс, с вашего мобильного счета будут списываться средства за отосланные СМС.

Вы можете начать отслеживание, просто набрав необходимое количество времени. Например, «45m». Не забудьте о латинском написании буквы.

«ok» закончит ваше путешествие. Вы можете задать любое другое слово (check-in word), обозначающее благополучное возвращение домой. Сделать это можно в специальной форме веб-интерфейса. Тем самым, злоумышленник не сможет отправить «ok» за вас.

В этом же блоке вы можете указать специальный код (duress code), означающий, что вы лишены свободы. Отправьте СМС с этим кодом, и ваше доверенное лицо незамедлительно будет оповещено о наличии угрозы вашей жизни.

Уже спешите домой, но не успеваете? Достаточно отправить сообщение, например, «10m», и указанное количество времени добавится к путешествию. Но есть одно ограничение — суммарное время продления не может превышать часа.

Заключение

Может быть, вы посоветуете читателям Лайфхакера похожие сервисы, способные сберечь драгоценное время на быстрое реагирование при возникновении угрозы?

SOS — радиосигнал о помощи, терпящих бедствие на море. Состоит из сочетания трех точек, трёх тире и ещё трех точек азбуки Морзе. Мнение, будто SOS — английского словосочетания «Save Our Souls» («Спасите наши души») или «Save Our Ship» («Спасите наш корабль») — красивая легенда. На самом деле расшифровки нет, просто соединение точек, тире, точек — наиболее простая и отчетливая комбинация.

История сигнала SOS

Единый сигнал бедствия SOS был принят морским сообществом 3 октября 1906 года в Берлине на международной радиотелеграфной конференции. Дискуссия по этому вопросу была долгой и сложной. До того каждая фирма, выпускающая радиооборудование, требовала от моряков использовать собственный, ею разработанный, сигнал. Например, американцы предлагали сигнал NG, компания «Маркони Уайрлесс телеграф», представлявшая интересы Великобритании, имела сигнал CQ, означающий «приходите быстро, опасность», немецкий концерн «Сляби-Арко» — сигнал SOE. В первом и втором случае, однако, имелся существенный недостаток — сложность передачи, в немецком варианте на конце звучала лишь одна точка, что при слабой слышимости и радиопомехах могло привести к непониманию. SOS был выбран именно из-за его простоты. Утверждают, что конференция прислушалась к мнению физиков, музыкантов и психологов, выступавших на ней консультантами. Впервые сигнал SOS прозвучал в эфире в том же, 1906 году с парохода «Ирбис», 10 июня 1909 года SOS отправил в эфир капитан пассажирского корабля «Кунард», терпящего бедствие у Азорских. «Кунард» был спасен.

Три минуты молчания

В 1927 году в Вашингтоне международная радиотелеграфная конференция установила единую международную частоту для передачи сигналов бедствия на море — 500 кгц, и запретила использование её для иных трансляций. С момента ввода в действие сигнала SOS сорок восемь раз в сутки, то есть каждый час с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю в радиоэфире наступали три минуты молчания. В это время радисты всех стран вслушивались в эфир, не раздастся ли от кого-нибудь призыв о помощи. Так продолжалось до 1 февраля 1999 года, когда мир перешел на новую сигнальную систему, позволяющую осуществлять связь в автоматическом режиме, с применением буквопечатающих устройств и факсимильных аппаратов.

«Три минуты молчания»

Прекрасный роман Георгия Владимова. Был написан в 1969 году, тогда же опубликован в журнале «Новый мир», отдельным изданием с купюрами вышел в 1976 году и больше не издавался, так как вскоре Владимов оказался в числе

3 ноября 1906 года согласно подписанной в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия. SmartNews решил рассказать пять историй о появлении сигнала SOS.


Фото: Wikipedia

ПЕРВЫЕ СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи, как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.
Иногда для подачи сигналов бедствия использовали пушки. В этом случае корабль стрелял через короткие промежутки времени. Кроме того, для того, чтобы дать знать другим кораблям о том, что с судном не все в порядке, использовалась определенная комбинация парусов, а также оранжевый дым или красные ракеты. Подать сигнал бедствия можно было также с помощью специальных флагов, которые были видны за 8 км. На флоте до сих пор используются специальные флаги, с помощью которых можно общаться.


Флаг международного свода сигналов. Значение - «Прошу помощи». Фото: Wikipedia

АЗБУКА МОРЗЕ

Сигнал SOS обязан своему появлению азбуке Морзе. Азбука Морзе была предложена американским художником Самюэлем Морзе в качестве простой системы связи. Произошло это в 1835 году. Первоначально азбука состояла из трех символов: точка, короткое тире и длинное тире. В 1851 году все коды были переведены на два знака: точка и тире. Таким образом, каждый символ при использовании азбуки Морзе кодируется с помощью комбинации точек и тире. С 1865 года азбука Морзе стала активно использоваться на флоте. Сначала сообщения передавались флажками и фонарями. Позже - с помощью радиостанций.


Сэмюэл Морзе. Фото: Wikipedia

НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР

До появления сигнала SOS существовало много других сигналов бедствия, использующих азбуку Морзе. Единой общепринятой системы не было. Проблема усугублялась тем, что каждый производитель радиостанций разрабатывал свой код связи для экстренных случаев. Одна из известных в то время фирм «Маркони» имела монополию на продажу радиотелеграфных станций для морских судов Англии и Италии. Так, согласно требованию «Маркони», суда должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD. На азбуке Морзе это «- · - · - - · - - · ·». Моряки для сигнала CQD подобрали фразу «Come Quick, Danger», что можно перевести как «Приходите быстро, опасность». Естественно, такая путаница ни к чему хорошему привести не могла, поэтому потребовалось принимать срочные меры для стандартизации сигнала бедствия.


Гульельмо Маркони. Фото: Wikipedia

ПОЯВЛЕНИЕ SOS

Осенью 1906 года в Берлине состоялась радиотелеграфная конференция. На ней обсуждался вопрос о создании единого сигнала бедствия на море. Гульельмо Маркони, владелец одноименной компании, предложил уже известную комбинацию букв CQD. Но этот вариант был отвергнут, поскольку был сложен. Сигнал бедствия должен был быть простым и понятным. Были и другие предложения, но их отклонили. Компания «Сляби-Арко» предложила сигнал SOE. Он использовался в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. Но при обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой. При помехах этот сигнал может быть не понят. Тогда было предложено заменить букву Е на букву S. В результате получился сигнал «… - - -…». Он был симметричным и удобным для восприятия.
3 ноября 1906 года в Берлине на Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был принят именно этот сигнал. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его вне очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм. Вместе с единым сигналом бедствия было принято еще одно правило: 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступало радиомолчание. В это время обрывались на полуслове любые сообщения, и радисты всего мира внимательно слушали эфир - не нуждается ли кто в помощи.


Часы радиста. Цветными секторами на циферблате обозначены трехминутные периоды радиомолчания, когда все служебные станции должны прослушивать частоты сигналов бедствия: красные - 500 кГц, синие - 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц
Фото: Wikipedia

ПЕРВЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Существует заблуждение, что первый сигнал SOS был подан «Титаником», однако это не так. Есть версия, что впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала. 11 августа 1909 года американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине. 15 апреля 1912 года потерпел крушение «Титаник». Этот случай был по меньшей мере восьмым по счету использования сигнала SOS.


«Титаник». Фото: Wikipedia