Цели:
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, песочные часы или секундомер.
План урока:
Ход урока
Старт. Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого мероприятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры "Инфо-СТАРТЫ" и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды: __________ и __________. Уважаемые гости просим Вас исполнить роль жюри. Если перед началом конкурса система оценки не будет оговорена, конкурс будем оценивать по пятибалльной шкале.
Каждый этап урока сопровождается иллюстрацией на слайдах <Приложение1>.
Первый конкурс "Обязательная программа" - проверка домашнего задания: участники стартов подготовили:
Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).
Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями"
Каждой команде в течение минуты я задаю вопросы, за правильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите "дальше", чем быстрее вы будете отвечать, тем больше очков вы сможете набрать. Кто из команд начнет первым решит жребий.
Вопросы для 1 команды:
Вопросы для 2 команды:
Третий конкурс "Информационный фристайл"
Перед вами на столе лежат всевозможные модели (заранее подготовьте куклу, игрушечную машину, самолет; статьи об автомобиле, компьютере, самолете, хорошем человеке; технические характеристики автомобиля и танка в виде таблицы; приметы человека в виде таблицы; различные рисунки и фотографии, так, чтобы среди них были модели человека и автомобиля ). У меня в руках два конверта, где написаны названия объектов (в одном конверте лежит надпись "человек", в другом - "автомобиль" ), для которых вам необходимо выбрать модели и записать к какому классу они относятся, например, объекту "самолет" соответствует модель "макет самолета" - она относиться к классу "материальные объекты". Каждый участник подходит к столу и берет только одну модель, возвращается на место, тогда идет следующий, первый тем временем классифицирует свою модель в бланке:
За каждую правильную модель 1 балл.
Четвертый конкурс "Фигурное рисование"
Цель конкурса совместными усилиями создать графическую модель ноутбука в раскрытом виде. Команды выстраиваются по росту перед доской (для каждой команды по половине доски и маркер или листу ватмана). Возле каждой части доски по емкости со свернутыми записками. Участники по очереди добегают до доски вытягивают наугад записку и рисуют то, что там написано.
Записки:
- "Монитор";
- "Клавиатура";
- "Тачпад";
- "Web-камера";
- "Кнопка питания";
- "Динамики";
- "Надпись "Ноутбук команды ___________ ".
Пятый конкурс "Гимнастика периферийных устройств". В конвертах лежат названия устройств. Требуется изобразить пантомимой устройство в момент работы, название, которого вы достанете из конверта. Число участников в пантомиме неограниченно. Команда соперников должна отгадать данное устройство.
В конвертах лежат листы со следующими названиями:
Принтер;
Графический планшет;
Колонки;
Шестой конкурс "Excel-кёрлинг". В этом конкурсе вам предстоит большая работа по созданию и исследованию модели. Стартуют команды (включают программу <Приложение2> ) по моему сигналу. Ваши задания лежат в этих конвертах. На финише у команд должен быть сохранен файл с исследованиями и обязательным выводом.
В конвертах лежат следующие задания:
1. Исследуйте преобразование графика функции y= 2(x+a) 2 +b при различных значениях a и b.
2. Исследуйте преобразование графика функции y= 3|x+a|+b при различных значениях a и b.
В программе участникам напоминают этапы создания и исследования компьютерной модели, а так же приводится пошаговая инструкция по выполнению задания.
Финиш. Итак, подведем итог наших Инфо-СТАРТОВ. Озвучиваются суммы набранных баллов за всю игру, называют победителей.
Вариант 1 .
1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
1) Все признаки данного объекта;
2) Некоторые признаки данного объекта;
3) существенные признаки данного объекта;
4) несущественные признаки данного объекта.
2. Процесс построения моделей называется:
1) Моделирование;
2) Конструирование;
3) Экспериментирование;
4) Проектирование.
3. Информационной (знаковой) моделью является:
1) анатомический муляж;
2) макет здания;
3) модель корабля;
4) химическая формула.
4. Материальной моделью является:
1) макет самолёта;
3) чертёж;
4) диаграмма.
1) компьютер - данные;
2) компьютер - его функциональная схема;
3) компьютер - программа;
4) компьютер - алгоритм.
6. Из скольких объектов, как правило, состоит система?
1) из нескольких;
2) из одного;
3) из бесконечного числа;
4) она не делима.
Аэропорт вылета | Аэропорт прилёта | Время вылета | Время прилёта |
7. Между четырьмя крупными аэропортами, обозначенными кодами DLU, IGT, OPK и QLO, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между этими аэропортами:
Путешественник находится в аэропорту DLU в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может оказаться в аэропорту QLO.
Жили три молодых человека: Андрей, Бронислав и Борис. Один из них аптекарь , другой - бухгалтер, третий агроном. Один живёт в Бобруйске , другой - в Архангельске, третий - агроном. Требуется выяснить, кто где живёт и кого какая профессия. Известно лишь, что:
1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе.
2) У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена.
3) Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ: «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»
Вариант 2.
1. Как называется упрощённое представление реального объекта?
1) оригинал;
2) прототип;
3) модель;
4) система.
2. Результатом процесса формализации является:
1) описательная модель;
2) математическая модель;
3) графическая модель;
4) предметная модель.
3. Материальной моделью является:
1) анатомический муляж;
2) техническое описание компьютера;
3) рисунок функциональной схемы компьютера;
4) программа на языке программирования.
4. Информационной (знаковой) моделью является:
2) детская игрушка;
3) глобус;
4) макет здания.
5. Какая пара объектов находится в отношении «объект - модель»?
1) компьютер – процессор
2) Новосибирск – город
3) слякоть – насморк
4) автомобиль – его техническое описание.
6. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?
1) формула равноускоренного движения;
2) формула химической реакции;
3) формула химического соединения;
4) второй закон Ньютона.
7. Между четырьмя крупными аэропортами, обозначенными кодами ВОК, ЕDT, LAA и SAK, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между этими аэропортами:
Аэропорт вылета | Аэропорт прилёта | Время вылета | Время прилёта |
Путешественник находится в аэропорту ВОК в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может оказаться в аэропорту. SAK
8. Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на пересечениях строк и столбцов таблиц, обозначают стоимость проезда между соответствующими соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними. Найдите путь, при котором стоимость проезда из А в Е будет минимальной. Какова эта минимальная стоимость? Запишите её в ответ. Стоимость проезда по маршруту складывается из стоимостей проезда между соответствующими соседними станциями.
10. Решите логическую задачу с помощью таблицы.
Три дочери писательницы Дорис Кей - Джуди, Айрис и Линда - тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств - пении, балете и кино. Все они живут разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:
Джуди живёт не в Париже, а Линда - не в Риме; парижанка не снимается в кино; та, кто живёт в Риме, певица; Линда равнодушна к балету.
Где живёт Айрис и какова её профессия?
Вариант 1.
Вопрос | |||||||||
Ответ |
Аптекарь | Бухгалтер | Агроном | Бобруйск | Архангельск | Белгород |
|
Андрей | ||||||
Бронислав | ||||||
Борис |
Вариант 2.
Вопрос | |||||||||
Ответ |
Париж | Чикаго | пение | балет | кино |
||
Джуди | ||||||
Айрис | ||||||
Линда |
Айрис живёт в Париже и занимается балетом.
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. Заранее благодарю.
1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?
А) компьютер - его фотография;
Б) компьютер - его функциональная схема;
В) компьютер - его процессор;
Г) компьютер - его техническое описание.
2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...
Б) расписание уроков;
В) таблица Менделеева;
Г) программа телепередач.
3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?
А) формула химического соединения;
Б) формулы равноускоренного движения;
В) формула химической реакции;
Г) второй закон Ньютона.
4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...
А) файловая система компьютера;
Б) таблица Менделеева;
В) генеалогическое дерево семьи;
Г) модель компьютерной сети Интернет.
5. Информационной (знаковой) моделью является …
А) анатомический муляж;
Б) макет здания;
В) модель корабля;
Г) химическая формула.
6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...
А) управляющий объект;
Б) управляемый объект;
В) канал управления;
Г) канал обратной связи. 7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы. А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект; Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;
В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным парамет-рам - подобно функционированию реального объекта; Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект. 8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его... А) описание; Б) точное воспроизведение; В) схематичное представление; Г) преобразование. 9. Какое из утверждений верно? А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны; Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными. 10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей? А) нет, без моделей никогда не обойтись; Б) да, иногда, например, генетическая информация; В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей. 11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний? А) нет; Б) да. 12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа.
А) прогноз погоды; Б) отчет о деятельности предприятия; В) схема функционирования устройства; Г) научная гипотеза; Д) оглавление книги; Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы. 13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»? А) нет; Б) да
Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» Вариант – 1.
Оценка «5» - правильно выполненные 12 - 13 заданий Конец формы
1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?
А) компьютер - его фотография; Б) компьютер - его функциональная схема;
В) компьютер - его процессор; Г) компьютер - его техническое описание.
2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...
А) файловая система компьютера; Б) расписание уроков;
В) таблица Менделеева; Г) программа телепередач.
3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?
А) формула химического соединения; Б) формулы равноускоренного движения;
В) формула химической реакции; Г) второй закон Ньютона.
4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...
Б) таблица Менделеева;
Г) модель компьютерной сети Интернет.
5. Информационной (знаковой) моделью является …
А) анатомический муляж;
Б) макет здания;
В) модель корабля;
Г) химическая формула.
6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...
А) управляющий объект;
Б) управляемый объект;
В) канал управления;
Г) канал обратной связи.
7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы.
А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект;
Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;
В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным параметрам - подобно функционированию реального объекта;
Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.
8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.
Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его...
А) описание;
Б) точное воспроизведение;
Г) преобразование.
9. Какое из утверждений верно?
А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны;
Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенныедля разных целей, могут быть совершенно разными.
10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?
А) нет, без моделей никогда не обойтись;
Б) да, иногда, например, генетическая информация;
В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей.
11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?
А) нет; Б) да.
12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа.
А) прогноз погоды;
Б) отчет о деятельности предприятия;
В) схема функционирования устройства;
Г) научная гипотеза;
Д) оглавление книги;
Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы.
13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»?
А) нет; Б) да.
Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» Вариант – 2.
Комментарии к контрольной работе:
Оценка «3» - правильно выполненные 7- 9 заданий
Оценка «4» - правильно выполненные 10 - 11 заданий
Оценка «5» - правильно выполненные 12 - 13 заданий Конец формы
1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?
А) компьютер – данные; Б) компьютер - его функциональная схема;
В) компьютер – программа; Г) компьютер – алгоритм.
2. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)?
А) техническое описание компьютера; Б) фотография компьютера;
В) логическая схема компьютера; Г) рисунок компьютера.
3. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является...
А) файловая система компьютера;
Б) таблица Менделеева;
В) генеалогическое дерево семьи;
Г) функциональная схема компьютера.
4. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?
А) формула химического соединения;
Б) формула закона Ома;
В) формула химической реакции;
Г) закон Всемирного тяготения.
5. Формальной информационной моделью является...
А) анатомический муляж;
Б) техническое описание компьютера;
В) рисунок функциональной схемы компьютера;
Г) программа на языке программирования.
6. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме...
А) программы на языке программирования;
Б) изображения в растровом графическом редакторе;
В) изображения в векторном графическом редакторе;
Г) текста в текстовом редакторе.
7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.
Информационная модель - это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя... этого объекта.
А) информация;
Б) законы функционирования;
Г) свойства.
8. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.
Компьютерная модель - это... модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.
А) информационная; Б) схематичная; В) электронная.
9. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?
А) нет;
Б) да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов;
В) да.
10. Построение любой модели начинается...
А) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала;
Б) с определения цели моделирования;
В) с выбора вида будущей модели?
11. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.
Если материальная модель объекта - это его......, то информационная модель объекта - это его описание.
А) физическое подобие;
Б) точное воспроизведение;
В) схематичное представление;
Г) преобразование.
12. Какие из приведенных ниже моделей являются статическими? Выбрать три правильных ответа.
А) карта местности;
Б) дружеский шарж;
В) программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея;
Г) план сочинения;
Д) график изменения температуры воздуха в течение дня.
13. Какие из утверждений являются верными? Выбрать два правильных ответа.
А) математическая формула является информационной моделью;
Б) график движения поезда - табличная статическая модель;
В) план дома - графическая детерминированная модель, описывающая структуру объекта;
Г) турнирная таблица чемпионата по футболу - эталонная динамическая модель.