Родительское собрание по теме компьютер. Родительское собрание на тему "Компьютер в жизни ребёнка". Родительские собрания в детском саду

21.11.2021

Панкова Т.А.

МБДОУ д/с ОВ "Золотая рыбка"

г.Лянтор.

Цель: просвещение родителей по теме “Компьютер и здоровье ребёнка”.

Подготовительные мероприятия:

- анкетирование учащихся по теме собрания;
- подготовка выставки творческих работ учащихся, подготовленных средствами ИКТ (буклеты, публикации, презентации).

Вопросы для обсуждения:

Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса? Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным? Компьютерные игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?

Ход родительского собрания

I. Мотивация к деятельности. Тренинг.

Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

Вопросы.

Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а) за компьютером”?

Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.

Результаты анкетирования детей класса: 100% детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 50% - могут начать игру даже не пообедав, 38% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Попробуем проанализировать все “за” и “против” в этом вопросе.

Миф №1: Общение с компьютером портит детское здоровье.

Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.

При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

  1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.
  2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
  3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
  4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

Стеснённая поза.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.

  1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
  2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
  3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.

Излучение.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”

Синдром компьютерного стресса.

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Методики снятия стресса.

Посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.
- переключите внимание на воспоминание о приятном.
- больше общайтесь с природой.
- физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.
- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым – 0,5 стакана 2 раза в день, детям 1/4 стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложку меда)

2) Шиацу – разрядка по-японски (точечный массаж)

Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшей точкой надбровных дуг, у основания ушей.

Массаж стопы – перед сном.

Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.

Антистрессовый напиток.

Измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкими глотками.

Компьютерная зависимость.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция) .

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

Как противостоять?

Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына(дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.

Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: “Не слишком ли много “но”? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!” Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. “На человека можно воздействовать только внушением”. Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”. Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Миф№2: К омпьютерные игры приносят только вред.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?

Игры на компьютере: Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. Аркадно-логические игрыразвивают сообразительность и скорость реакции. В активных играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Деловые игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии познакомиться с интересными профессиями.Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. .

Полезные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

Отрицательные стороны игр: психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.

Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Миф№3: Компьютер только для игр и развлечений.

Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки?

В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах.

1 чудо : Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

2 чудо: Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что окружающий нас мир - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. "Знаковая функция сознания" лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.

3 чудо: Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер.

4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

5 чудо: Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Вывод: Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

  1. Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.
  2. Является великолепным способом самообучения.
  3. Развивает самостоятельное мышление.
  4. Усиливает концентрацию внимания.
  5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

III. Экскурсия по выставке творческих работ учащихся (особенно выделить семейные работы).

Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми. Вручение буклета и памяток “Разминка у компьютера” каждому родителю.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Экспресс анкетирование родителей:

  1. Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?
  2. В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?
  3. Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?
  4. Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?
  5. Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера?

Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2-№5, но при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои отношения с ребёнком, т.к. компьютер для него более верный и надёжный “товарищ”.

Перед Вами формула воспитания , попробуйте расшифровать её:

М+П+Я+К= В.У.М. + П.А.Р. (Мама + папа + я + компьютер = Высокая учебная мотивация и познавательная активность ребёнка)

Список литературы

1. Здоровьесберегающие технологии - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie/
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: ВАКО, 2007.
3. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
4. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
5. Родительское собрание «Компьютер – не забава» - http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_3.htm
6. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». – // http://www.ecobest.ru/snip/folder-7/list-39.

Серия А № Св-ва 0001038 дата отправки 23.04.13г ШПИ 62502658075749

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Сценарий родительского собрания

"Компьютер в жизни ребенка. Польза или вред?" Задачи собрания :

    рассказать родителям обучающихся о пользе компьютера;

    обсудить с ними проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления;

Форма проведения : лекция с элементами беседы. Подготовительная работа к собранию:

    подготовка информационного материала по вопросам компьютерной аддикции;

    организация выставки CD-дисков "Компьютерные игры, в которые играют наши дети";

    создание памяток для родителей, подготовка информационного плаката "Признаки компьютерной зависимости у ребенка" .

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово учителя.
Учитель
: В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться необходимо для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, проводя много времени за компьютером, ребенок не только наносит вред своему здоровью, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, провести время на свежем воздухе. Что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать ребенку проводить время за компьютером?
К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет и универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все плюсы и минусы увлечения ребенка компьютером.

2. Польза от использования компьютера. Учитель: Как вы считаете, от использования компьютера больше пользы или вреда? (Родители высказывают свои мысли о том, как ребенок с пользой может проводить время за компьютером.) Компьютер, безусловно, приносит пользу. А чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых , среди современных игровых программ очень много развивающих логику, мышление, память. Так, для младших школьников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется активизировать свои знания по каким-то предметам.

Во-вторых, занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра, поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, т. к. непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем не похожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений, написанных слов - когда встает задача мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых,
путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем. Многие сочтут это довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

3. Причины и симптомы игромании .
Учитель: А теперь обсудим явление "игромании", его причины и симптомы.
Скажите, пожалуйста, изменилось ли поведение вашего ребенка после появления в доме компьютера? Как вы относитесь к компьютерным играм? (Родители отвечают на вопросы учителя.)
Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Игромания - это психологическая зависимость человека от игр, в т. ч. компьютерных, которая влияет на его физическое и психическое здоровье. Давайте посмотрим на диски, которые представлены на нашей выставке "Компьютерные игры, в которые играют наши дети". (Родители рассматривают диски.)

Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры?
Прежде всего действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: уничтожай плохих, набирай очки, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит, ведь у компьютерного героя много жизней.

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих ему представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя.

Младшие школьники, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, т. к. пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".
Компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на "те" кнопки), не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Причины, по которым дети становятся зависимыми от компьютерных игр :
1. Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Ему тяжело себя контролировать, ограничивать, "тормозить", он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, "просчитать" ситуацию.
2. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во благо близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
3. Ребенка не приучили к сотрудничеству, он не умеет советоваться, а значит, слушать и слышать советы и рекомендации.
4. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
5. Ребенок лишен родительского внимания, поэтому он удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
6. Взрослеющий ребенок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справляться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок уходит в виртуальный мир.
7. Ребенку некомфортно в окружающем его пространстве, комната, в которой он находится, устроена не по его вкусу, не отражает его личностных установок и мироощущения.
8. Неуверенность ребенка в себе, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость.
9. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за товарищем.

Понаблюдайте за ребенком дома, присмотритесь к своим взаимоотношениям с ним. Задумайтесь, все ли благополучно. Посмотрите на плакат "Признаки компьютерной зависимости у ребенка", возможно, некоторые из этих признаков вы наблюдаете у своего ребенка.

Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация).
Существует два пути выхода из состояния тревоги:

    человек становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений);

    стремится "уйти" (в младшем школьном возрасте ребенок "уходит" в игру). Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность?

Первая и основная причина - проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, "заброшенность" детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости - удовольствие. Во что бы человек ни играл, во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Третья причина формирования зависимости - тип характера человека. Психологи выделяют два типа: экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко). Экстраверты направлены на общение, ответственны, причинами неудач считают свои ошибки, решительны, не ждут чуда, действуют. Интроверты - направлены на внутренние переживания, от них мало что зависит, жалуются на судьбу.
Какого типа ваш ребенок? Кого он обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может ли приложить усилия для достижения цели или бросает начатое дело на полпути? Задумайтесь, пожалуйста, об этом.

Четвертый фактор - степень внушаемости, готовность подчиниться чужой воле. В зависимость обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, испытывающие трудности в принятии решений, готовые подчиниться лидеру. В "группе риска" находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

4. Сетеголизм. Признаки зависимости. Учитель: Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести ребенку всемирная паутина?
Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь заходить в Интернет, они могут потратить 12-14 ч в сутки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и большие расходы на оплату услуг провайдера.
По статистике, количество сетеголиков составляет 3-5% от общего числа пользователей Интернета. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи проводят в Интернете меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость и может привести к неприятным последствиям.

5. Профилактика компьютерной зависимости.
Учитель: Игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить. К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой - лучше, чем гулять непонятно где и с кем на улице. Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности. Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: дети начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких.
Что же нужно делать, чтобы предотвратить развитие у ребенка компьютерной зависимости? Предлагаю вам памятки с рекомендациями на данную тему. (Учитель раздает родителям обучающихся памятки "Рекомендации по профилактике развития компьютерной зависимости у младших школьников» .)

Уважаемые родители, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие наших детей ответственны только мы с вами. Давайте помнить об этом и стараться сделать все, чтобы они выросли физически и психологически здоровыми.
Чтобы понять, существует ли у вашего ребенка угроза развития компьютерной зависимости, понаблюдайте за ним и заполните тест "Определение компьютерной зависимости у младших школьников".

Данные об авторе

Дударева Елена Николаевна

Место работы, должность:

МКОУ "Дзержинская СОШ", учитель начальных классов

Воронежская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Родитель

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Цель урока:

Цель:

Учащихся в классе (аудитории):

Используемая методическая литература:

 Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ. СанПин от 3 марта 2011года;  В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007;  Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год;  В.А. Никеров. Мой первый компьютер;  И.И.Соковня. Социальное взросление и здоровье школьников;  Журнал «Домашний компьютер»;  Газета "На здоровье". № 6, 2009.

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Краткое описание:

На родительском собрании родителей будут формированы представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста; о важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.Будут предложиены практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Родительское собрание "Компьютер и здоровье детей"

Презентация "Компьютер и здоровье детей"

Слайд 1 При правильном подходе к занятиям на компьютере

можно извлечь максимум пользы для развития ребенка . Б. Шлимович

Слайд 2

Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.

Информационные: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовительный этап:

1. анкетирование родителей;

2. анкетирование детей;

3. подготовка памяток для родителей

Ход родительского собрания
1. Эмоциональный настрой.
Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)

2. Вступительное слово учителя.
Слайд 3, 4
Какое место занимает компьютер в нашей жизни?
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой - мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям - больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным? Компьютерные игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?
Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье.

Распределение родителей по группам (по цветовым карточкам, которые они получили перед началом собрания). В каждой группе есть консультанты - члены родительского комитета, которые координируют работу своей группы, фиксируют ответы родителей.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.
Слайд 5, 6, 7
Результаты анкетирования детей класса: 100% детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 60% - могут начать игру даже не пообедав, 32% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. А теперь мы выслушаем ваши «за» и «против» по данному вопросу.

3. Работа родителей в группах, обмен мнениями.
Синие - доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка, красные - называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп:

2. Стеснённая поза

3. Развитие остеохондроза

4. Компьютерное излучение

5. Заболевания суставов кистей рук

7. Компьютерная зависимость

8. Нервно-эмоциональное напряжение

9 Синдром компьютерного стресса

10. Ребёнок забывает о реальном мире

11 Замена общения

Отрицательное влияние компьютера

1. Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

2. Познавательная мотивация

3. Выработка усидчивости

4. Улучшение памяти, внимания

5. Ориентирование в современных технологиях

6. Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

7. Возможность общения

4. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.
Попробуем проанализировать все “за” и “против” в этом вопросе.
Слайд 8
Отрицательное влияние компьютера
Мнение №1: Общение с компьютером портит детское здоровье.
Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.
Слайд 9
-Знаете ли Вы, сколько времени можно проводить ребёнку за компьютером? (Ответы родителей)
Ученикам 1 класса - 10-15 мин.
Ученикам 3-5 классов - 15 мин в день.
Ученикам 6-9 класса - 20 мин
Ученикам 10-11 класса - 30 мин


Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.
При грамотной постановке тела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.

2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Стеснённая поза.
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.
1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника
Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья - на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Третий по важности фактор - нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители - игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.
Излучение.
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”.
Синдром компьютерного стресса.
Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.
Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.
Методики снятия стресса.
1)
- посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.
- переключите внимание на воспоминание о приятном.
- больше общайтесь с природой.
- физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.
- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым - 0,5 стакана 2 раза в день, детям 1/4 стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложку меда)
2) Шиацу - разрядка по-японски (точечный массаж)
Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшей точкой надбровных дуг, у основания ушей.
Массаж стопы - перед сном.
Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.
Антистрессовый напиток.
Измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкими глотками.
Слайд 11, 12
Компьютерная зависимость.
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция).
Первые признаки развития зависимости у ребенка:
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу - сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям - работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.
Как противостоять?
Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына (дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.
Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: “Не слишком ли много “но”? Запретить - и всё! Мал ещё! Вот вырастет - пусть сидит сколько хочет, а сейчас - нечего делать!” Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. “На человека можно воздействовать только внушением”. Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача - направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”. Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Слайд 13
Положительное влияние компьютера
Мнение №2: Компьютерные игры приносят только вред.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?
Игры на компьютере: Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. Аркадно-логические игры развивают сообразительность и скорость реакции. В активных играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Деловые игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии познакомиться с интересными профессиями.Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. .
Полезные стороны игр : компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.
Отрицательные стороны игр : психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.
Мнение №3: Компьютер только для игр и развлечений.
Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки?
В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах.
1 чудо : Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
2 чудо : Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что окружающий нас мир - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. "Знаковая функция сознания" лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.
3 чудо : Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер.
4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
5 чудо : Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Слайд 14
Вывод: Развивающие компьютерные игры для детей - это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
1. Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.
2. Является великолепным способом самообучения.
3. Развивает самостоятельное мышление.
4. Усиливает концентрацию внимания.
5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.
Далее каждый родитель заполняет вторую часть таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать» (Приложение № 2).

5. Рекомендации родителям. Узелки на память.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой - преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми. Вручение «Памятки для родителей по использованию компьютера ребенком»

Слайд 15, 16, 17
Памятка для родителей или итоговые рекомендации для безопасного времяпрепровождения за компьютером с целью воспитания и развития младшего школьника:
Не разрешать детям играть в компьютерные игры перед сном;
Через каждые 20 - 30 минут работы на компьютере ребёнку необходимо делать перерыв;
Приобретать компьютерные диски с играми, не причиняющими вреда детскому здоровью и психике.
Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим - активные, динамические.
-Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы - такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода - малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов - нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
- Расстояние между монитором и глазами должно быть не менее 45-70 см
- Взрослые - 1 час работы = 20 минут перерыва
- Дети - 30 минут работы = 15 минут перерыва

6. Подведение итогов и рефлексия.

Экспресс анкетирование родителей

Утверждение

Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру

Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями

Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном

Игра за компьютером - главное средство для снятия стресса у ребенка

После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли

В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером

При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы

После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула

Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием

Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной

Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры

После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз

Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть

Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка

Благодарю за участие в опросе и искренние ответы!

Анализ исследования
За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

Слайд 18
Перед Вами формула воспитания, попробуйте расшифровать её:
М+П+Я+К= В.У.М. + П.А.Р. (Мама + папа + я + компьютер = Высокая учебная мотивация и познавательная активность ребёнка)
Далее каждый родитель заполняет третью часть таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать» (Приложение № 2).
Анилиз таблиц определит следующую тему родительского собрания.
Слайд 19
7. Решение родительского собрания.
 Принять во внимание педагогические рекомендации.
 Обеспечить своему ребёнку безопасное общение с компьютером.
 Провести беседу с ребёнком о необходимости соблюдения режима работы на компьютере.
 Быть ребёнку другом и помощником в решении трудных ситуаций.

Родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка»

«Компьютерной проблемы не существует.

Есть проблемы отношений со сверстниками и проблемы общения в семье»

З. и Н. Некрасовы

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Анкетирование детей показало, что у 90 % детей есть дома ПК, причем компьютером пользуются не только дети, но и родители. И только два человека сказали, что компьютером работают только они.

для чего вы купили ребенку компьютер?

А детей в компьютере привлекает: игры и интернет, фотошоп (1 человек), открытие нового (1 человек).

Родителям предлагается ответить на вопрос: как организовано рабочее место ребенка за компьютером?

  1. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
  2. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
  3. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
  4. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения.
  5. Почаще проветривайте комнату, а чтобы увеличить влажность воздуха, поставьте в помещении аквариум или другие емкости с водой.

Ответим на вопрос: «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

«+»

« – »

  1. вызывает положительный интерес к технике;
  2. развивает творческие способности;
  3. полностью захватывает сознание ребенка;
  4. устраняет страх перед техникой;
  5. формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
  6. развивает воображение, моделируя будущее;
  7. воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  8. помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
  9. тренирует память, внимание;
  10. развивает быстроту действий и реакции;
  11. воспитывает целеустремленность.
  1. отрицательное влияние на физическое развитие;
  2. повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  3. содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  4. обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  5. способствует развитию гиподинамии;
  6. снижает интеллектуальную активность;
  7. ухудшает зрение.

Вывод: компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка.

Наши дети многому научились и, отвечая на вопрос: что вы умеете делать на компьютере, дети отвечали:

  1. Смотреть фильмы – 1
  2. Играть в игры – 5
  3. Делать проекты (презентации) – 2
  4. Общаться в социальных сетях – 3
  5. Печатать – 6
  6. Рисовать – 6
  7. Работать в фотошопе – 2
  8. Скачивать музыку, картинки – 1
  9. Все – 5

Родителям предлагается ответить на вопрос: как часто вы контролируете время, проведенное ребенком за компьютером, и его распределение в течении суток?

Что же писали об этом дети?

Меня контролируют – 70%

Сижу за компьютером столько, сколько хочу – 30%

По санитарным нормам примерная продолжительность работы детей 6 – 7 класса за компьютером составляет 30 минут , то есть 30 минут работы, затем отдых и т.д.

Наши дети работают за компьютером:

  1. 30 мин – 1
  2. 1 ч – 1
  3. 1 ч 30 мин – 2
  4. Свыше 2 часов – остальные опрошенные

Но самое важное, что делают ваши дети за компьютером.

На вопрос, что тебя привлекает в компьютере, дети в основном отвечали: игры, интернет, общение в социальных сетях, и лишь немногие говорили, что им интересно работать в программах.

Дети любят играть на компьютере. Это хорошо. Есть много игр развивающего и обучающего характера.

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  1. игры типа «убей их всех»

Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.

Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

  1. игры – приключения

Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.

Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.

  1. игры стратегические, в которых требуется принимать решения

Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.

  1. развивающие и обучающие игры

Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.

Но во что играют наши дети?

Контрстрайк (сетевая стрелялка) – 1

Покемоны – 1

The Sims – 6

Как достать соседа – 2

Need For Speed (гонки) – 8

Головоломки – 2

GTA (стрелялка) – 4

Футбол, хоккей – 3

Стратегии – 2

Стрелялки – 4

Бродилки – 1

Zuma – 1

Барби – 1

Ребенка следует учить работать за компьютером.

Есть много полезных программ, энциклопедий, справочников, компьютерных игр, которые могут быть полезны детям:

Компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности.

В чем может помочь компьютер:

  1. подготавливать домашнее задания, рефераты, таблицы, схемы, интерактивно познавать окружающий мир;
  2. просматривать энциклопедии на СД;
  3. представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу;
  4. превратить компьютер в «репетитор» делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее;
  5. использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзьями, проходить он – лайн тестирование, участвовать в конкурсах, проектах.